Булгары и болгары в чем разница?
Откуда произошли болгары?
Наши самые южные братья-славяне, которые впрочем, во всех мировых войнах оказывались на противоположной стороне, имеют довольно интересное происхождение.
Теплый климат, ласковое море, близость торговых путей всегда привлекало в Болгарию как цивилизованные народы, так и искателей легкой жизни из нищих азиатских степей.
Разберемся, кто же такие болгары
Лингвистически, болгары-безусловные славяне, у них есть пласт греческих заимствований, тюркизмов и туркизмов, но общая картина от этого мало страдает.
Тем ни менее, понятно, что человек может овладеть любым языком в своей среде и при этом быть по крови совершенно другим.
Примерно такая история у болгар в целом, как у народа.
Какие народы являются «отцами» болгар?
Фракийцы
Древнейшее население Болгарии, которое вошло в состав современного народа.
Хотя греки и описывали фракийцев, как высоких, голубоглазых и рыжеволосых, археологи этого не подтверждают.
Среди фракийцев большинство принадлежат к понтийскому, средиземноморскому и динарскому расовым типам, все они темноволосые и темноглазые, стройные и высокие.
Этот же тип больше характерен и для современного населения страны.
Народ фракийцев исчез под давлением легионов Рима (но некоторое прибалтийские историки, подозревают, что фракийцы- это их предки).
Их не истребили или переселили, они вошли в состав империи и утратили свою идентичность.
Но в качестве граждан Рима, бывшие фракийцы благополучно встретили его падение, нашествие готов и гуннов и немного включили их в свой состав.
Меняя название, язык и культуру, фракийцы дошли и до наших дней.
Славяне
Славяне в Византии
Во времена Аварского каганата, Болгарию наводнили славяне.
Их «огромные толпы «, как пишут греческие авторы, поселились по всему Пелопоннесу как завоеватели, мирные поселенцы, федераты и просто отряды воинов занимавшие пустые после набегов земли.
Есть мнение, что славяне принудительно расселялись аварами, по периметру своих границ, чтобы удобнее было собирать войско или наоборот, защититься ими как буфером.
Как бы то ни было, эта теория объясняет совпадение по времени экспансии аваров и появления в Европе славяне — их вассалов.
Заселив Болгарию, славяне занялись привычным сельскохозяйственным трудом, смешиваясь с коренным фракийским, сильно романизированным населением.
Булгары
Хан Аспарух в Болгарии
Кочевые племена, тюрки по языку, появились в Причерноморье во время Великого переселения народов, их происхождение и родина-спорный вопрос.
Судя по косвенным данным, этот изначально ираноязычный народ, проживал в Средней Азии и был близок к хорезмийцам.
Антропология булгар указывает на палеоевропеоидный тип, очень похожий на сарматский, имена каганов булгар также зачастую иранские, что может говорить о том, что тюрки лишь немного повлияли на изначально иранское население, которое и стало булгарами.
Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами тюрками локализовал прародину уннугуров (предположительно булгарское племя) в Согдиане (равнинная область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, охваченная Гиндукушем):
Только Бакаф, некогда построенный уннугурами, был разрушен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение.
«В то время три брата из Внутренней Скифии вели с собой тридцать тысяч скифов и за шестьдесят дней прошли путь от горы Имаона. Они шли в зимнее время, чтобы находить воду, и достигли Танаиса и моря Понтийского.
Когда они достигли границ ромеев, один из них, по имени Булгариос, взял с собой десять тысяч мужей и отделился от своих братьев. Он пересек реку Танаис и подошел к Дунаю, впадающему в Понтийское море, и послал (своих представителей) к Маврикию просить дать ему область, чтобы поселиться в ней и стать помощью ромеев.
Император предоставил ему Дакию, Верхнюю и Нижнюю Мезию… Они обосновались там и стали охраной для ромеев. И ромеи назвали их булгарами…
Одновременно с гуннами, о булгарах пишут армянские авторы, дескать те поселились неподалеку от них, но затем они надолго исчезают из упоминаний, возникая снова лишь после падения Аттилы.
Булгары на Дунае
А впервые с Болгарией, булгары познакомились благодаря ромеем.
Те охотно заключали союзы с булгарами, чтобы противостоять остроготам и визиготам.
Эта земля булгарам понравилась и они стали все чаще появляться там, с совсем недобрыми целями.
Положение спасли авары.
Они отогнали булгар снова в степи Украины, однако затем, включив их в свою империю сделали промежуточным звеном между собой и славянами, используя их конницу и вождей для управления территориями.
Слабеющий каганат не смог удержать булгар при себе и в 632 году булгары подняли бунт и создали сое государство Великая Булгария на Дону, а авары даже ничего не смогли им противопоставить!
Но после падения авар, резко усилились хазары, они напали на Булгарию, разбив их войско, отчего одна часть булгар ушла на север создав Волжскую Булгарию, на месте нынешнего Татарстана, а другая с ханом Аспарухом на юг, в нынешнюю Болгарию.
Там они подчинили и ассимилировали славян, а затем и сами растворились среди них.
Далее соседство с греками и турецкое владычество добавило болгарам еще больше южноевропейских и тюркских генов, слов и антропологических типов.
На сегодня, болгары это причудливая смесь славян по языку и очень разнообразного населения, с доминированием южноевропейцев, но и нередкими севроевропейскими типами от славян и туранидными от турок.
Как Волжская Булгария стала Болгарией
Болгария на слуху у каждого. Но мало кому известно, что когда-то существовала и другая Болгария, где вместо православных храмов возвышались минареты, и которая могла стать важнейшим центром Европы.
Две Болгарии
В середине первого тысячелетия нашей эры на огромной территории от Китая до Балкан образовывались, сменяя друг друга, тюркские кочевые государства – каганаты. В этом котле средневековой государственности на рубеже VI-VII веков на территории Северного Кавказа возникло государство Великая Болгария. Однако практически сразу она попала под давление своего сильного соседа, сформировавшегося в тот же период, Хазарского каганата.
Под его натиском болгарское общество распалось. Часть двинулась на Запад и основала государство «Болгария», которое существует и поныне. Другая половина отправилась на северо-восток к реке Каме. Именно эти болгары, смешавшись с местным населением, вошли в историю под именем камских и волжских булгар. Плодородные земли, полные дичи леса и система рек способствовали быстрому оседанию кочевников. За сравнительно короткий период, в течение двух веков, на этой территории возникло крупное государство (конец IX века).
Почему ислам
Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север».
Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом.
С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана. Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».
На деле, причина была более прозаичная. Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу – Хазарскому каганату.
Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира — Багдадский халифат. В начале VIII века им была предоставлена финансовая помощь Булгарии в войне. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме – арабские страны были выгодным торговым рынком.
Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем.
«Царство богатых городов»
После того как Святослав разгромил Хазарский каганат, у которого булгаре находились в вассальной зависимости, последние быстро «поднялись», монополизировав весь Волжский торговый путь и торговлю с арабским востоком и Ираном. Причем, следуя обычным правилам торговли, они строго следили, чтобы русские продавцы мехами — популярным товаром на Востоке — не встречались с арабскими купцами.
Но не только посредничеством жила Волжская Булгария.
По всему миру славились изделия их ремесленников: керамика, кожевенное дело. Лучшие сорта кожи в арабских странах назывались булгарскими.
Вооружение тоже не отставало по качеству. Булгарская армия могла позволить себе самое современное по тем временам оружие. Как писал арабский автор X века: «Булгары ездят верхом, имеют кольчугу и полное вооружение». А князь Владимир, во время своего похода на Волжскую Булгарию и вовсе усомнился в возможности подтвердить соглашения своего отца и добиться от булгар дани: «обутые в сапоги болгары дань давать не будут: надо искать лапотников». После этого, Киевская Русь заключила «Вечный мир» с Булгарией.
Развитые города были не только центром торговли, но и играли важную роль в военной стратегии булгар. Сильно укрепленные замки-городища служили важными форпостами по расширению территории государства. С приходом на новые земли булгарский князь ставил замок-городище. Оно становилось центром этих земель, основным поставщиком изделий ремесленников, под защитой его высоких стен и валов купцы могли свободно проводить торговые операции. Так, постепенно, вся жизнь местных жителей концентрировалась вокруг нового города. Земля становилась булгарской.
Этим можно объяснить, что, несмотря на военные поражения, которые терпели булгаре, их территории только расширялись. Она распространилась на востоке – до земель современной Башкирии, на юге – до нынешнего Саратова, на западе – до Нижнего Новгорода. На Севере, граница, как таковая, отсутствовала, хотя волжские булгары освоили территорию вплоть до побережья Северного ледовитого океана. Отсюда и пошло историческое утверждение, что «булгаре в поле слабы, зато крепко держат города».
Меж двух огней
Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством и, порой, даже опасным соседом Киевской Руси. Площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии – Биляра, была больше средневековых Киева, Владимира и даже Парижа. Кто знает, где был бы центр современной Европы, если б не нашествие мощного врага с Востока – монголов. Булгария оказалась первым государством, столкнувшимся с их дикими полчищами. Против кочевников не спасли даже хорошо укрепленные стены булгарских городов. Уже упомянутый нами Биляр, в 1236 году после долгой осады был взят и сравнен с землей.
По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так, Европа потеряла один из самых крупных, наравне с тогдашним Константинополем, торговый и ремесленный центр. От полного уничтожения Булгарию спасло быстрое принятие монголами ислама.
Культура и народ Волжской Булгарии влились в состав Золотой Орды и продолжили свое существование в новых условиях. По крайней мере, находки монгольского периода соответствуют по виду ремесленным изделиям, изготавливавшимся во время существования Волжской Булгарии. Новый расцвет продолжался до середины XIV века, когда в Золотой Орде началась «Великая замятня» или междоусобицы, которые привели государство к краху. Поднимавшаяся на тот момент с колен Русь угрожала не только кочевникам, но и булгарам.
В итоге, Булгария лишилась стратегически важных южных земель, перешедших к Москве. Самостоятельность сохранили лишь северные земли, с центром в Казани. Так началось формирование в Северном Поволжье нового государства – Казанского ханства, с новым этносом казанских татар.
Волжская Булгария, правда или вымысел.
Волжская Булгария (Болгария) входит ту же категорию государств, что и Киевская Русь — их никогда не было. Термин Киевская Русь введен Михаилом Максимовичем в XIX веке для облегчения восприятия нескольких разрозненных городов, таких как Киев, Чернигов и проч. ,не имеющих единого центра. То же самое с городами Биляр, Сувар, Булгар — места оживленной торговли, но не подчинялись один другому, но были самостоятельными городами-государствами. Сравнимые с Сингапуром, Монако или Люксембургом. Волжская Булгария относительно недавнее нововведение от представителей татар с желанием удревнить историю своего народа. Также с таким подходом можно объявить татар автохтонами данной местности. Но неожиданно «проснулись» чуваши и стали претендовать на «наследие» булгар. При этом ни те ни другие понятия не имеют кого именно называли данным термином.
Булгары на Волге встречаются в записях арабского путешественника и дипломата ибн Фадлана. Некий Алмуш торгуется с ибн Фадланом. Но торг весьма конкретно характеризует имя Алмуш — мена, обмен. Делается попытка сменить религию, взамен получить деньги на строительство крепости. Явная торговля памятью предков, но на этом никто особо не заостряет внимание. Ведь главное дата — Х век, на этом можно удревнить историю народа. Даже то, что Алмуш не принял ислам и прогнал послов, т.к. у последних не оказалось денег не остановило татар. Упорно пишут, что булгары приняли ислам в 922 году. Но ведь у ибн Фадлана и Якута (переписчик XII в.) ни строчки об этом. Как раз наоборот, Алмуш отказался принимать ислам. Более того, существуй на тот момент народ, известный как волжские болгары (булгары), Константин Багрянородный непременно упомянул бы о них.
Булгарами называли простолюдинов, простой народ. Родственное слово лат. vulgaris, от vulgus — народ. В народной этимологии вульгарный получило значение упрощенный, обыкновенный, безвкусица. Булгар является калькированием слова славяне, которое происходит от греческого λαού — народ, люди. В этом ряду и черемисы. Термин происходит от слова сермяга, т.е. черемисы это сермяжники, как правило это бедные крестьяне. В европейских языках приобретает значение невольник, раб — slave, sklavene. Но раб не господина, а Господа, т.е. по сути верующий, очищающийся, причащающийся, (освящение). Причастие в религии — благодатное приобщение души к вечной жизни.
Славянские языки являются упрощенными языками, смешанными, вульгарными. По смыслу то же, что sabir — смешанный, упрощенный язык и/или язык терпеливых (сабр). Термин болгары также имеет отношение к простолюдинам и к vulgus — народ. Подняв восстание болгары на некоторое время обрели независимость, самостоятельность. Стоит сравнить с советским периодом России. Но менталитет раба это желание иметь собственного раба, т.е. получив свободу раб хочет иметь собственного раба. Именно это и произошло с булгарами, болгарами, советским народом. При этом именно у советского народа была на очень высоком уровне нравственность. С булгарами следует сравнить советский термин колхозник или навозник. В этом же формате и прозвище крест (крестьянин).
Одним из часто употребляемых по отношению к крестьянам терминов является смерд. Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расценивалось как низменное занятие и было уделом рабов. В этом ряду и фир болги — дословно «люди мешков», т.к. таскали землю на скалы для богатых греков, чтобы те могли там разбить сови сады. Название болги сохранилось за болгарами, но часть болгов слилась с ирландцами. Слово смерд родственно лит. smir̃das «тот, кто воняет» и имеет общее происхождение со словом смрад, смородина — то, что имеет запах, смердит. Слово смерд сближают со смертью и персидским mard, с англ. mortal — смертный; с древнегреческим или койне βροτός (brotos) в том же значении. Стоит учесть, что термины перс (pārsa) и татар (таҙар) являются калькой и имеют общее значение парша, гной, короста, лишай, плешь (таҙ). Прибавим, что склонность к облысению имеют чуваши, даже обнаружили у себя ген облысения. Монжо привести пример с названием Парижа. Старое название города Лютеция через латин. lutum — грязь, короста, парша. Короста на башкирском языке ҡутыр, что фонетически близко к слову хутор. К тому же һаҙ — болото, топь и һаҙар — жители болот. Возможно, есть связь с хазарами. В арабском языке хазар — соловей. Хазары не были евреями, но придерживались аврамической религии, шариат Ибрахима и далее, естественно, ислам. Между хазарами и булгарами отмечены некие буртасы. Слово бурт до сих используется в значении — примитивное хранилище урожая в виде земляных валов.
Одним из значений слова таҙар является глагол «очищайся». Польские названия рек Sɫawa, Sɫawica, сербское Славница восходят к индоевропейскому корню *ḱleu̯- со значением «омывать», «очищать» с замещением в слове начальной согласной k > s. В свою очередь это коррелирует с татарами и персами в их первоначальном значении — паршивый, дурно пахнущий, гниющий, которым следует очиститься. Отсюда и сравнение со смердом, с трупом, со смертью (mortal). Очищение в арабском языке тахарат, в башкирском языке таҙара и/или таһара. Можно проследить за движением, если не самого народа, то его культуры в истории. К примеру, термин тохары имеют непосредственное отношение к тахарату (очищению). Исследователи Р. Келлог, Е. Швентнер, В. Краузе, В. Порциг, Э. Бенвенист отмечали особо тесные связи, объединяющие тохарский с фрако-фригийским, германским и балто-славянским языками. Исходно тохары занимали место в Таримской впадине, Ганьсу в Центральной Азии Не следует путать тохар (тахарат, псевдотохары) и тагар (ҡанглы), от слова ҡанга — колесница, повозка. Примечательно, что предполагаемое самоназвание тохар ārsí и kučaññe. В башкирском языке әрсеу как раз и означает очищать, тогда как ҡуш — смешивать. Тохары непосредственно связаны с Греко-Бактрией, чьими выходцами являются ионийцы совместно с другими племенами влились в состав греков. Наименование грек калькирование римлянами kučaññe — grex — смесь. Тогда как французы используют слово mari для обозначения смеси. Название ионийцы следует переводить как ливень, лавина от исходного үauna, Yavanu — яуын (ливень башк.яз.). Это коррелирует с очищением, а также имеет корень лав, что может объединять со славянами. Можно добавить и еще более удревнить историю, дождь на чувашском языке ҫамар и/или ҫумар, что, возможно, связано с названием шумеров ( Šumerû). Следует рассматривать дождь, как средство очищения. Все это имеет отношение к религии, к крещению. И первое значение татар это «отпевающие» покойников, например, погибших на поле боя. За это брали себе, в качестве вознаграждения, имущество погибших воинов. Татары делали омовение, занимались похоронами, но сами не были воинами. Позднее, в целях наживы, уже не словом, а мечом шли татары — крестоносцы. Но татары в первую очередь верующие — христиане. И говорить, что татары неверующие опрометчиво. Как раз булгары не имели религии ,не придерживались никой конфессии. Именно поэтому они были согласны за определенную плату стать мусульманами. Предложи им денег какие-нибудь сатанисты, нет сомнения они бы согласились.
Современное название Персии — Иран с основой «ир», точно также Ирландия — земля ир. Выше упомянутая Таримская впадина известна своими мумиями, при которых была обнаружена ткань тартан. В башкирском языке тәре — крест и название тартан или тәртән можно перевести буквально — «из клеток», где окончание -тән соответствует предлогу «из». Но саржевое плетение известно больше как шотландская клетка. Согласно последним генетическим исследованиям, британцы, шотландцы и ирландцы в смысле своих геномов почти идентичны. Это может говорить о том, что культура способна перемещаться, передвигаться среди населения, при этом, коренное население остается на своих местах. Правда, некоторая часть народов все же по тем или иным обстоятельствам все же переселялась из места в место, т.к. произношение отдельных фонем сохраняется. Так, к примеру, французский прононс сравним с произношением «р» иранцами (персами) и китайцами. У последних оно звучит и вовсе близко к «ж». Вместо «тар» слышится «таж» или «рен» — «жен». Известные из китайских источников жужуане (жуань жуане, руан руане) вполне могут оказаться предками французов, голландцев (нормандцев, dutch). Возвращаясь к ирландцам, по оценкам Оппенгеймера, сегодня генетические дела обстоят так: у ирландцев всего 12% ирландских генов, у жителей Уэльса – 20% уэльсского, шотландцы могут похвастаться 30% своей шотландскости, ну и британцы – примерно тем же объемом британскости. Все остальное – общее. Несмотря на потрясающую разницу в привычках, обычаях, культурах и языках.
В связи со всеми данными следует рассмотреть археологические культуры. Известный российский коррупционер, а по совместительству автор ряда работ по истории и археологии Ковалёв А. А. предлагает на роль предков тохар представителей чемурчекской культуры Алтая, и выводя таким образом прототохар напрямую из западноевропейского неолита (Франция и Швейцария). Специфическая черта конструкции чемурческих курганов — множественные периметральные насыпи, частично перекрывающие друг друга — Ковалев возводит к множественным периметральным насыпям с фасадами мегалитических гробниц Бретани, Нормандии и Пуатье V—IV тысячелетия до н. э. При этом следует учесть, что пртотохары могли проживать где-нибудь между Европой и Азией, например, на Урале. Соответствующая археологическая культура имеется.
Языки с проносом следует отнести к «жокающему» диалекту тюркского языка, к которым относится татарский язык и ранее язык кипчаков. Присутствует замещение «й» — «ж». Именно это не дает разницу между кипчаками и куманами. Оба племени хоть и являются тюркоязычными, все же объединять их не следует. Известный «Кодекс куманикус» (лат. Codex Cumanicus) написан на «йокающем» диалекте и без употребления «ч».
Волжскими булгарами могли называть марийцев, т.к. идет калька наименований: mari — смесь и болғау — месиво. Булгарами могли быть мишаре (мещеряки) — припущенники, пожелавшие иметь свою крепость, отделиться, т.к. меш и болг означают мешок. Имеют отношение к фир болгам — люди мешка, и как следствие, к артели наемных рабочих. В этом толковании булгар простолюдин, народ и слово является родственным латинскому vulgaris (народный, упрощенный), от vulgus (народ). Еще одни претенденты на роль булгар — чуваши (чаваш, суаш). Здесь ключевым является язык: sabir — упрощенный, смешанный язык. Если определять сувар, как предков чуваш. И юэчжи из китайских летописей, они же люди луны, если рассматривать с замещением начальной согласной «с» > «й». В переводе юэчжи — люди луны, а это приводит к башкирскому родоплеменному объединению ҡатай, где ҡат — часть и ай -луна. Тогда суваш всего лишь один из башкирских ҡатаев (область, улус, волость). У ибн Фадлана башкиры упоминаются отдельно от булгар, т.е. он ясно делает различия между ними. Булгары именно народ, смерды, крестьяне, значение то же, что деревенщина. То, что булгары не придерживались определенной религии, указывает на их разобщенность, т.е. это именно смешанный народ, артель. И вовсе не единый народ. И еще раз: булгары не приняли ислам в 922 году (. ). И в исламе не существует никакого малого хаджа (. ). Только умра, да то в Мекку. Без повеления Аллаһа ни один народ не исчезает. Булгары исчезли только по воле Аллаһа. Обратите внимание, какой памятник решили воздвигнуть на месте Булгар: зверь с раскрытой пастью. А это уже ширк, идолопоклонничество.
Родственным словом булгарам является не только vulgus, но и folk, а также серый волк. Точно также ирландское болг (мешок) родственно тюркскому балаҡ (штанина) и болаҡ — ручей, ответвление, исток. В английском языке ручей, ключ, источник — well, происходит от праиндоевропейского wel — толпиться, увеличиваться. От wel происходит лат. vulgus — народ. Это говорит о том, что все люди выходцы из народа. И стоит помнить свой источник. Более того, каждым свой почитался свой эль (ил). Евреи, не понимая (забыв) значения слова, восприняли слово эль по своему, посчитав что это некий бог. Так появилось другое значение Эль — бог (мн.ч. Эллоһим).
Зачастую одно слово имеет несколько значений, причем противоположных Так английское wallah означает как хозяин так и слуга. Вероятно, раннее значение «исполнитель желаний».
Булгар означает народ, то же что folk, race или славяне. Известные волжские булгары это некоторая часть крестьян, смердов, решившихся на строительство собственной крепости.
Более всего на роль древних булгар подходят башкиры рода юрматы. ОБъяснение довольно простое. Булгар известен как город, где проводились ярмарки. Юрматы известны как коммивояжеры, бродячие торговцы. Булгар сопоставим с Винчестером, старое название Venta Belgarum, где проводились ярмарки еще в XIX веке. Город возник из кельто-британского белого города Caer Gwent. Также Винчестер известен как город саксов, где сак — сума, сумка. В то же время в самом названии присутствует латинское cista — сумка, греч. kyste — кошель. Юрматы не представляют собой однородное племя, что соответствует также термину булгар — смесь.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Метки
—Новости
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Статистика
КТО ТАКИЕ БОЛГАРЫ (булгары)?
. Известный татарский писатель Исхаки в своем очерке «Идель-Урал» на стр.11 пишет откуда появились болгары: «Из византийских письменных документов известно, что в 5 веке в пределах черноморских степей жили болгары — народ тюркского происхождения. Но нахлынувшая новая волна тюркских народностей из Алтая заставила болгар разбиться на отдельные группы. Некоторые из этих групп покорились пришельцам и смешались с ними. Другие принуждены были переселиться. Одна ветвь направилась за Дунай, другая осела на Кавказе, третья, может быть, самая главная, перекочевала на север и осела на Каме и Волге». Гумелев в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» на стр.47 подвергает сомнению тюркское происхождение болгар: «Хазарский язык, по замечанию Истахри (известного восточного географа), не походит ни на тюркский, ни на персидский, ни на какой другой известный язык, а схож с языком болгар. Это вызвало множество недоразумений, ибо языком болгар считается тюркский. Однако так ли было в 5-6 в.в., когда тюрки впервые появились в Поволжье? Навряд ли!» И зачем тогда надо было болгарам «разбиваться на отдельные группы», разбегаться и спасаться от «нахлынувшей волны» своих «братьев» тюрок? (Значит тюрки и болгары были врагами. Значит болгары — не тюрки!) Тюркский язык распространился как общеупотребительный лишь в 11 веке благодаря половцам (кипчакам), причем вытеснил из степи древнерусский», скифско-болгаро-славянский. Поэтому наиболее непротиворечивой версией происхождения болгар является скифская, т.е. болгары — утургуры и кутургуры, как и русские, — одно из основных скифских племен. А это означает, что болгары ни откуда не приходили, а жили в низовьях Волги, Дона, Днепра и Дуная вместе с русскими «всегда» и разговаривали на одном и том же или схожем древнем скифско-славянском языке.
. Утверждение географа Истахри, на которое ссылается Гумелев и его поддерживает, о том, что язык хазар не похож на тюркский, а похож на болгарский и, следовательно, болгарский язык не похож на тюркский, можно было бы «не заметить» — мало ли что может придти в голову «известному географу», можно заподозрить искажение перевода или подделку документа, но только в том случае, если бы, кроме «тюркской» Болгарии на Каме, не было славянской Болгарии на Дунае, которая выстояла в многовековых войнах даже с Византией, сохранив хотя бы свое имя и язык, чего не удалось сделать другим этносам, которых поперебывало в этих местах великое множество. Версия о том, что болгар на Дунае «ославянили» славяне не выдерживает никакой критики: например, почему тогда остались «неославяненными» их соседи венгры, румыны, молдаване и другие более «мелкие» соседи славян? Откуда появились болгары в причерноморских степях в 5 веке тоже, как минимум, спорно. Но зато точно известно, что хазары — народ «европеидный» и появились они на севере прикавказских степей «между 193 и 213 гг», а тюркюты появились и проявились впервые только в 552 году и не на склонах Кавказа, а еще только на склонах Алтая и Хангая. Но если «язык хазар схож с языком болгар», то ареал их обитания должен быть общим. Но если хазары народ «европеидный», то и болгары или их предки должны быть такими же или около того.
. Таким европеидным или «около того» народом были скифы — кочевой народ степей от Дуная до Волги, который не мог исчезнуть бесследно и тем более исторически мгновенно. Поэтому болгары, сувары (чуваши), хазары (казаки) и руссы — это древние родственные скифские (а не тюркские) племена. Но на северо-западе скифы постоянно соприкасались и смешивались со славянами и неизбежно должны были понимать друг друга, как понимают дуг дуга все славянские народы. Поэтому язык славян и скифов был схожим, что подтверждает факт «естественного» входа потомков хазар — казаков в русскую среду, а чувашей — и в русскую, и в болгарскую среду, а также факт реального существования славянской Болгарии на Дунае. Хазары (казаки), болгары и русские на протяжении всей истории «тянутся друг к другу», у них много общих черт характера. Дунайские болгары называют русских «братушками». Русские, как герои болгарской Шипки, «ни за что» клали свои головы при освобождении болгар от османского ига, в течение которого, болгары так и не превратились ни в турков, ни в туранцев, ни в прочих магометанцев. Наоборот, болгары Кирилл и Мефодий дали русскому языку славяно-болгарскую кириллицу. Болгары и русские никогда не вели друг против друга истребительных войн. Камские болгары хотя и не называют по «грозным» причинам русских братьями, но зато с древних пор живут в русской среде по-братски фактически.
. Удивительную судьбу уготовила история болгарам, с 463 года завоевавшим господство в причерноморских степях, которое было недолгим. «Болгары не создали единого государства. Восточные в бассейне Кубани утургуры и западные между Доном и низовьями Дуная кутургуры враждовали между собой и стали добычей новых пришельцев с востока: в 558-574 годах кутургуров подчинили авары, а утургуров — тюркюты. Но авары и тюрки всегда были врагами славян» (Гум.стр.45). Поэтому, друзьями славян естественно были болгары. Великое переселение славян с Запада захлестнуло болгар на Дунае, почему-то превратив их в православных славян, а великое переселение тюрков с Востока захлестнуло болгар на Волге, превратив их почему-то в мусульманских татар. Единый прежде народ разделился примерно на две равные части, каждая из которых по названию, («по форме») стала принадлежать не только к разным мировым религиям, но и к разным мировым расам: а по генетической своей первооснове, «по содержанию» что камские, что дунайские болгары остались болгарами, т.к. что славянское, что тюркское воздействие было только внешним.
Исхаки пишет в «Идель-Урале»: «Осевшие здесь (на Каме) болгары создали свое самостоятельное государство и благодаря большой водной дороге, легко связались с культурными народами Востока, приняв от них целый ряд достижений тогдашней культуры и цивилизации. Вожди болгар постепенно превращаются в ханов. (стр.11). В первой половине 13 века вся территория Идель-Урала подпала под власть тюрко-монгольского или тюрко-татарского ханства «Золотая Орда». (Так болгары на Каме стали не только татарами, но еще и тюрками.) Хотя ханство и было создано монголами, но в нем монголами была только аристократия. Основная же масса состояла (и теперь состоит) из болгар». А откуда пришли ТАТАРЫ? Далее см. ТАТАРЫ
IVAblgary09″Истина»96г.Наб.Челны
Гроза византийцев, союзники русских, противники монголов: Откуда взялись и куда девались булгары
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Пять сыновей великого хана
Есть две версии, откуда взялись булгары. Самая распространённая: во время великого переселения народов они пришли из Центральной Азии. Вторая по популярности версия говорит об иранском происхождении булгарских племён. В любом случае, первое упоминание булгар, в латинской хронике четвёртого века, описывает их как один из народов Причерноморья. Кроме того, есть основания полагать, что булгары входили в племена Гуннской империи.
Первое булгарское царство было фактически объединением кочевых племён. В византийских летописях оно называется Великой Булгарией. Его территория пролегала по причерноморским и азовским степям. Создал Великую Булгарию хан Кубрат, считавшийся также византийским патрицием после договора с императором Ираклием, и прожила она только до его смерти. Его пять сыновей не смогли удержать земли отца под натиском хазаров, поскольку им не хватало сплочённости.
Старший сын, Батбаян, стал данником и вассалом хазар. Войска Батбаяна не раз нападали на византийские земли, так что императору Византии пришлось просить князя Игоря Рюриковича о защите. Люди Батбаяна вошли в летописи как “чёрные” (для византийцев) или “срединные” (для персов) булгары. Народ этот просуществовал около трёхсот лет, а потом, по видимости, смешался со славянскими и тюркскими соседями, так что кровь чёрных булгар могут найти в себе современным украинцы и жители юга России.
Брат Батбаяна Котраг взял себе землю за Доном, но не сумел там удержаться. Он двинулся на север, в земли поволжских финно-угров. Там со временем орда Котрага создала государство, известное как Волжская Булгария. Оно просуществовало до великого западного похода монголов.
Третий брат, Аспарух, ушёл со своей ордой к низовьям Дуная. Заключив с местными славянами союз, хан выкинул с Дуная византийцев и основал Болгарское царство, известное теперь как… конечно, Болгария. Долгое время существовало чёткое разделение среди населения царства: булгары были конными витязями и составляли нечто вроде пришлой элиты, подобно скандинавам в более северных славянских землях, славянские воины были пехотинцами. Позже границы стёрлись и крови перемешались.
Хан Кубер, четвёртый брат, пришёл со своими людьми в Македонию. Его орда вскоре смешалась с местным населением, а последнее, что было слышно о самом Кубере — он неудачно попытался взять город Салоники. Если он не погиб после битвы, то, вероятно, его просто сместили с ханства. Салоники были не первой неудачей Кубера.
Хан Альцек, пятый брат, дошёл до Италии и предложил королю Гримоальду свою верность и мечи своей орды в обмен на земли во владение. Гримоальд перенаправил Альцека с ордой к своему сыну Ромуальду, и там булгары получили и службу, и земли, а сам Альцек — титул гастальдия (князя). Через сто лет булгары в Италии всё ещё говорили на родном языке, но к нашему времени их потомки полностью растворились в итальянцах.
Считается, что могилы Кубрата и Аспаруха найдены в украинских землях, в Полтавской области и возле Запорожья. По крайней мере, именно там археологи нашли полные золота и серебра захоронения двух булгарских вождей, имена которых внутри могил никто не догадался написать. Время захоронения примерно совпадает с эпохой, в которую жили и умерли великие сын и отец.
Булгары на Волге
Русским княжествам приходилось иметь дело чаще всего, конечно, с волжскими булгарами. Известно, что в их царстве была принята мусульманская вера, а сам язык, на котором они говорили, относился к тюркским. Единственный их живой родственник в наше время — чувашский. Хотя булгары жили на территории современного Татарстана и стали предками волжских татар, их язык — только дальний предок татарского языка, наряду с половецкими (кипчакскими) диалектами и староузбекским (чагатайским).
Царство, основанное ордой Котрага, достигло не меньшего процветания, чем царство его брата Аспаруха. На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы. Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети. В Булгарии были развиты ремёсла и торговля, здесь растили хлеб и разводили скот так успешно, что хватало на продажу соседям, хватало рыбаков и охотников, так что питание большинства жителей царства, похоже, было очень здоровым и разнообразным.
С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. Его сын, Владимир, тоже приходил с войском, но в итоге заключил с булгарами мир. После этого булгары предложили Владимиру принять ислам, но он, в итоге, предпочёл православие. Вместо обмена верой Владимир заключил с булгарами торговый договор, так что между Киевским княжеством и булгарским царством стали свободно и очень активно ходить купеческие суда.
В двенадцатом веке булгар пытался завоевать вступивший в союз с половцами Юрий Долгорукий. Поход он предпринял по настоянию отца, Владимира Мономаха. Ходили на Булгарию Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и князь Святослав Всеволодович. Булгары в долгу не оставались и время от времени, успешно или нет, пытались взять русские города. Торговле это почти не мешало: за годами набегов шли года перемирий.
Во время великого западного похода монгол булгары, вместе с половцами, эрзянами и мокшанами, стали первым заслоном Европы на пути войск Субэдэя. Монголы разбивали войско за войском и разоряли село за селом, раскатывали по брёвнышку крепости и сжигали мечети. Многие мирные булгары — женщины, дети, старики, не ушедшие в ополчение ремесленники — искали защиты в русских городах, но города эти были позже сожжены вместе с населением за сопротивление. Наконец, в 1236 году Субэдэй полностью разорил и подчинил себе Булгарию. Богатое царство превратилось в улус Золотой орды, и население этого улуса представляло жалкую горстку выживших.
Позже на месте Булгарии встало Казанское ханство. Потомки булгар, смешавшиеся с другими еле выжившими народами Волги вроде половцев и представителей финно-угорских племён, стали известны под названием татар — это название пришло с востока и относилось к части монгольских племён, но укрепилось на вполне европеоидном населении Волги, которое, видимо, подчинялось пришлым татарам и привыкло себя с ними ассоциировать. Частично происходило и смешение с завоевателями.
Казанское ханство было захвачено в шестнадцатом веке Иваном Грозным и стало частью основанного им Русского царства. В бывшую Булгарию стали съезжаться русские. Пётр первый превратил ханство в обычную губернию, в Советском Союзе губерния превратилась в Татарскую АССР, а в современной России — в республику Татарстан. Её жителям досталось, быть может, больше булгарских генов, чем жителям Болгарии, но зато название осталось за балканской страной — такой парадокс.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: