Тоска и скука в чем разница?

Тоска и скука в чем разница?

ГРУСТЬ, ТОСКА, СКУКА

Честно говоря, я не представляю себе человека, который сидит эдаким чертом на диване и размышляет: что такое сейчас происходит со мной? Я тоскую? Или скучаю? Или просто грущу?

Вряд ли мы сидим и размышляем над этими понятиями.

Поскольку чувства эти совсем разные и бороться с ними –или принимать – тоже надо по-разному.

Конечно. В этой, да еще и в следующей главе будем пытаться понять что-нибудь про наши печальные чувства.

Бог щедр. Каких только печальных чувств Он нам ни подарил! Отчаяние, уныние, страдание, наконец. Мало?

Господь еще одарил нас грустью. Казалось бы – зачем?

А зачем цветы, если есть кустарник? Зачем легкий ветерок, если есть буря? Зачем ручей, если есть море? Зачем капля, есть дождь?

Для полноты жизни. И для красоты.

Грусть – это легкое чувство, напоминающее человеку о его бренности, ранимости, и мимолетности земного существования.

На самом деле, для возникновения грусти повод не нужен. Когда случается по-настоящему печальное событие – скажем, уезжает друг или нас выгоняют с работы – мы не грустим, мы страдаем.

А вот, если расстаемся с любимым человеком на час, можем и погрустить. Впрочем, можем загрустить и просто потому, что пошел дождь. Или сумерки окрасили землю в невеселые серые тона. Или тревожно закричала птица. Или просто мы сильно устали на работе.

Эту щемящую, непонятно откуда взявшуюся грусть, потрясающе передавали великие русские писатели, например Чехов и Платонов.

Если сравнить героев того же Чехова и Достоевского, то становится абсолютно очевидна разница между грустью и страданием. Большинство героев Чехова грустит. А большинство героев Достоевского страдают. Поэтому мне лично Чехов всегда казался писателем более тонким.

Грусть – это свидетельство того, что человек задумался о бренности своего существовании.

Поэтому в самой грусти ничего плохого нет. Скажем больше: она – верный признак того, что человек задумывается о себе, как о песчинке мироздания, а это иногда очень полезно.

Грусть – чувство, конечно, печальное, негативное. Но… доставляет некоторое удовольствие.

А вот, когда начинает она сильно давить, когда реальность представляется черной, страшной, а то и безысходной, значит, в гости к Вам пришла тоска.

В словаре Ожегова читаем: «тоска – душевная тревога, соединенная с грустью и скукой».

Все понятно: человек грустит, скучает и потому тоскует.

Однако, если мы откроем словарь Даля, то увидим здесь принципиально иное определение: «тоска – теснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь…» И лишь после этих, весьма печальных слов, Даль дает синоним тоски – скука, и завершает ряд определений удивительными трагическими словами: «нойка сердца, скорбь».

Очевидно, что слово «тоска» имеет два смысла. Про один из них писал Ожегов, про другой – Даль.

Чтобы разобраться с определением Ожегова, надо понять, а что, собственно говоря, означает это привычное, знакомое всем нам слово – скука, и как с ней бороться.

Скука – это ощущение того, что жизнь остановилась.

Но ведь абсолютно очевидно для всех и для каждого: жизнь остановиться не может. Получается, что, чисто теоретически, скуки существовать не должно.

А она, противная, чисто практически, существует. Более того – с ней знаком любой. Как же такое возможно?

Ощущение остановки жизни возникает от того, что человек потерял к жизни интерес, то есть перестал удивляться.

Мы говорили с Вами: движение – это изменение. Изменение – это то, что надо увидеть или почувствовать. Удивление и помогает ощутить жизненные изменения. Нет удивления – кажется, что и изменений нет: жизнь остановилась.

Интерес к жизни, — то есть, способность удивляться – мы теряем по разным причинам.

Например, если человек устал.

Скука – родная сестра усталости.

Иногда для того, чтобы перестать скучать, необходимо элементарно отдохнуть, или хотя бы выспаться. Бодрому, веселому, хорошо выспавшемуся человеку скучать удается гораздо реже, чем уставшему печальнику.

Иногда скука венчает нечто очень интересное.

После сильного эмоционального события нередко приходит ощущение скуки. Эта скука тоже приходящая, ее нужно просто пере­жить.

Гораздо хуже, когда отсутствие интереса к жизни становится человеческой чертой, а то и сутью. Существует немало людей, которые скучают долго, а то и всю жизнь. Ничто, происходящее в жизни, им не интересно. Умение удивляться отсутствует в них вовсе.

Можно ли им помочь?

В нашем восприятии скука – нехорошее слово, негативное. Принято считать, что скучать — плохо. Однако,

существует немало людей, которые скучают с удовольствием, и в самой скуке находят массу прелестей.

Вспомните Обломова. Или Бальзаминова. Целыми днями они могли скучать на диване, уносясь в своих фантазиях в ужасно интересные дали. С точки зрения активного Штольца, Обломов зря проживает свою жизнь. Но разве можно говорить, что жизнь проживается напрасно, если человек получает от нее удовольствие? Пусть свое, не всем понятное, но — удовольствие. И при этом никому не мешает.

Итак, получается такая схема: человек погрустит, потом потоскует, потом поскучает.

Если плохо – надо бороться.

Искать в жизни радости. Поднимать себя с дивана и начинать обязательно чем-нибудь заниматься.

Психологически настроить себя на то, что жизнь – это дар, подарок. А любому подарку – тем более такому! – надо радоваться и удивляться.

А если не плохо человеку?

Скучайте на здоровье!

Каждый поживает жизнь по собственному плану.

Однако, для тех читателей, которые тоску-скуку не любят, замечу: скука очень боится предвосхищающего удара.

Скуки легче не допустить, нежели с ней бороться.

Кто больше всего бесится от скуки? Люди, которые привыкли к активной жизни.

В силах ли человек сделать свою жизнь активной?

Да. Как правило, это в его власти.

Мне посчастливилось брать интервью у Бориса Николаевича Ельцина после того, как он перестал быть президентом. Представляете, какую скуку, переходящую в тоску, должен был испытывать человек после того, как всю жизнь вел невероятно активную жизнь? Как боролся со скукой первый Президент России? Он ее не допускал.

Борис Николаевич рассказывал, что все привычки от прошлой жизни, какие можно было себе оставить, – он оставил. Например, у него по-прежнему был четко распланирован день. Суть самих дел, конечно, изменилось: тогда Борис Николаевич очень много занимался своим здоровьем, но привычка: каждый день четко знать, какими именно делами будешь заниматься – осталась…

Для меня это пример того, как человек поставил себе задачу – не дать скуке стать хозяйкой жизни – и выполнил ее!

Чем позже Вы начинаете бороться со скукой, тем сложней ее победить.

Если Вы знаете, что скука для вас – беда, значит, надо заранее подготовить свою жизнь так, чтобы скуке в ней не могло найтись места.

Скука – не снаружи, она внутри человека. Скука возникает не как реакция на происходящие события, а в тот момент, когда мы разрешаем ей возникнуть.

Если скука ваш друг – проблем нет.

Скучать не стыдно, если у Вас есть такая возможность, и Вы получаете от скуки удовольствие.

Если скука – Ваш враг, то только от Вас зависит: одержите вы над ней победу или нет.

Надеюсь, мы разобрались с тем, что такое «тоска-скука» по Ожегову.

А что же такое тоска – как нойка сердца? Откуда берется эта грусть мучительная, томление души, о которых писал Даль?

тоска – это ощущение того, что жизни нет вовсе.

Ведь когда жизнь остановилась, ее еще как-то можно запустить. А вот, когда чудится, что жизни нет вовсе, что все, происходящее с тобой и не жизнь вовсе, а какая-то ерунда, — вот тогда-то и возникают томление души и нойка сердца.

«Тоска — нойка сердца» может возникнуть вдруг, ни с того, ни с сего. Милая, хотя бы отчасти, грусть вырастит до томления души, и тут уже не до приятностей.

Например, зимой выпьет русский человек рюмку-другую водки, выйдет на крыльцо дома, посмотрит на белый снег перед глазами и тяжелое небо над головой, и покажется ему, что самое интересное осталось позади, что жизнь закончилась, и ничего хорошего его уже не ждет.

Заметим, что никаких внешних причин для такого самоощущения может и не быть.

Очевидно, что объяснить причину такой беспочвенной тоски – невозможно. Здесь можно только предполагать.

Мне кажется, нойка сердца возникает у человека по одной причине: когда у него живая душа.

Душа – бессмертна. И очевидно, что в нашем мире, где физическая смерть всегда побеждает физическую жизнь, — ей не может быть комфортно. (Позволю себе употребить такое слово в отношении души). Да и вообще, надо ли объяснить подробно причины, по которой душа в нашем мире всегда мается?

И если душа восприимчива к миру, достаточно мгновения, секунды – и она начинает страдать: человек тоскует, сердце его ноет.

Часто человек тоскует не потому, что у него плоха или скучна жизнь, а просто потому, что у него есть душа.

Поэтому такая тоска, на мой взгляд, естественна. Есть люди, которые всю жизнь проживают с подобным ощущением отсутствия жизни, и не променяют его ни на какие радости. Они так устроены. Бог им судья, — они живут, как нравится.

А вот если подобная тоска мешает жить, можно ли с ней бороться?

Можно. Нойку сердца заглушает работа, дело, действие.

Человек не может одновременно действовать и тосковать.

Поэтому и грусть, и тоску и скуку убивает одно: движение.

Вы сами выбираете цель, к которой хотите двигаться. Но если цель есть, все эти, в разной степени приятные, но все-таки негативные чувства Вас не посетят.

Тоска, скука, уныние и одиночество

«Вы никогда не задумывались над тем, что дети не бывают одинокими?
. одиночество – это свойство возраста, приобретаемое с годами.
. ребёнок, действительно познавший одиночество, перестает быть ребенком
и становится взрослым, не зависимо от того, сколько ему лет?
Детям может быть скучно, но не может быть одиноко.
. Куда уходит детство? КОГДА уходит детство?
Оно уходит, когда скука становится одиночеством.»
Ян Петровский «Одиночество(мысли вслух)»
http://www.stihi.ru/2009/11/17/736

Всё наоборот, дети часто бывают одинокими, особенно, когда их оставляют родители одних дома, или, совсем покидают, но им никогда не бывает скучно, потому что они всегда находят себе занятия — игры, фантазии. Они страдают от одиночества, особенно, когда наблюдают, что у других детей есть папа и мама, которых они любят больше всего на свете и которые их тоже любят, иногда грустят, печаляться и даже тоскуют, когда грусть вызывает у них беспокойство, тревогу, боязнь, но не знают, что такое скука и её высшее проявление — уныние как безнадёжная печаль и грусть или гнетущая скука.

«Душа твоя чиста: унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть»
А.С.Пушкин

Эти чувства, скука и уныние, появляются у взрослеющего человека. Если они появились у ребёнка и подростка, с ними что-то не в порядке — они рано повзрослели.
А вы знаете, что такое скука? Это — «тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление бездеятельностью» (Владимир Даль).
Тоска, скука и уныние — это чувства, развивающиеся с годами. Чем старше человек, тем чаще они его навещают. Человек длительное время их испытывающий, в это время умирает духовно, будучи физически ещё живым, потому что замирает его жизнедеятельность.

«Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединённость же — физическое. Первое отупляет, второе — успокаивает»
Карлос Кастанеда

«Лекарства» от тоски, скуки и уныния или средства их подавления известны — это алкоголь, развлечения, путешествия, бегство к друзьям, женщины, умеющие подавлять тоску, скуку и уныние, отвлекать от них.
Особенно страшно, когда тоска, скука и уныние соединяются с одиночеством. Это уже полное и быстрое разрушение организма, опустошение души. В это время человек осознаёт свою ненужность. Трагедией для старого, но ещё жизнедеятельного, человека становится осознание того, что он уже является ненужным. Первые трагедии такого рода разыгрываются, когда человек в возрасте теряет свою работу, потому, что он уже не востребован. Последние — когда он оказывается уже никому ненужным, абсолютно одиноким, и ему тоскливо,скучно и уныло. Он духовно умирает, погибает на корню.

Рецензии, опубликованные на сайте Стихи . ру:

Про наказание ребёнка,с ограничением возможностей, прочитала у Елены и вспомнила случай из своего детства: однажды мама наказала меня не помню за, что — если не помню, значит причины на то весомой не было, но ведь взрослые, которых не научили, как нужно воспитывать ребёнка — не понимают, что значит богатый внутренний мир познающего всё-всё маленького Человека-ребёнка: поставила в угол на всю ночь, а сама спать легла, а у нас квартирантка жила, в эту ночь она не пришла — я, когда устала стоять на её кровати и уснула. Мама утром говорит, что думала — я сама сниму с себя наказание — пойду и лягу спать , как и все. у меня таких поучительных случаев — воспитания, когда я уже будучи маленькой девочкой, знала, что своих детей буду воспитывать по другому, так, чтобы у них не было ни единого повада ненавидеть меня, за унижение маленькой беззащитной личности — я буду растить в них большую, уважающую себя, на равных со мной правах, личность.

А, что касается скуки — дети действительно, в отличие от взрослых — не умеют скучать, они вовлечены в игры и в процесс познания.
А ещё дети тонко чувствуют, если их не любят.

Светлана Шаманаева 04.05.2011 10:38

Спасибо, Светлана, за внимательное прочтение, воспоминания и мысли, с которыми поделились!)))
Пётр

Петр Анатольевич Полетаев 04.05.2011 18:30

Рецензия на «Тоска, скука, уныние и одиночество» (Петр Анатольевич Полетаев)

Петр, совершенно с Вами согласна!
Скука ничего не имеет общего с одиночеством.
Дальнейших Вам творческих успехов!

Марина Искандарян 08.05.2010 11:56

Я Вас как избранную почитаю!
Зайду ещё к Вам в гости, почитаю.

Петр Анатольевич Полетаев 08.05.2010 12:26

________________________________________
Рецензия на «Тоска, скука, уныние и одиночество» (Петр Анатольевич Полетаев)

Пётр! Что касается одиночества — я с тобой абсолютно согласна, с тобой, а не с автором высказывания, которое ты поместил до своего рассуждения.И с понятием скуи — я тоже согласна, с одной большой оговоркой.Ты говоришь не о скуке, а о тоске.Это тоска является тем ярлыком заката жизни.Скука бывает и у молодых. обеспеченных, ничего не делающих людей.А вот тоска — это чувство более зрелого организма и связано оно в том числе и с физиологическими перестройками в организме.Дальше углубляться не буду, т.к. моё мнение не изменится на этот счёт, а тебе остальные выкладки тоже будут утомительны. С дружеским теплом и уважением. Ира.

Ирина Гордиант 28.04.2010 18:15

Спасибо, Ирина. С учётом твоих замечаниний, отредактировал эссе.

Петр Анатольевич Полетаев 28.04.2010 23:27

В принципе, всё верно сделал.А я всё сижу и пытаюсь разобраться, в чёи диссонанс последней строки.Знаешь, я вот пришла к такому выводу, что понятие скука не предполагает страдание, скорее душевный дискомфорт.Скучают молодые люди. когда им нечем заняться, скучают обеспеченные не очень развитиые дамочки, но нельзя сказать, что они несчастны.У них это состояние временное, и оно пройдёт А тоска — предполагает какое-то нерадостное осмысление, которое всё же ближе к позднему возрасту.Поэтому, когда человек ощущает себя никому не нужным, он не скучает, а стрдает и тоскует по счастливому прошлому.В таком контексте скука не катит, она как привилегия избалованности. безделья.Наверное, поэтому в конце скука как-то не укладывается у меня.А так все верно, логически правильно. С дружеским теплом,Ира.

Ирина Гордиант 28.04.2010 23:42

Я рад, что это небольшое произведение вызвало у тебя размышления.
Пока что оставляю как есть.
Вспомнилось старое:
«Что такое потаскуха?
Это та, которая потоскует, потоскует, и кого-нибудь найдёт.»

Петр Анатольевич Полетаев 28.04.2010 23:57

Весёлые у тебя ассоциации, философ ты наш! С доброй улыбкой,Ира.

Ирина Гордиант 29.04.2010 00:00

Впервые опубликовано на сайте Стихи.ру:
http://www.stihi.ru/2010/04/28/277

© Copyright: Петр Анатольевич Полетаев, 2010
Свидетельство о публикации №11004280277

© Copyright: Петр Ан Полетаев, 2010
Свидетельство о публикации №11004280277

Тоска и скука в чем разница?

Скука чаще всего возникает из-за повторяемости событий. Лично меня охватывает скука, например, когда я хожу по музеям и галереям и не нахожу ничего иного, кроме вялых копий произведений, которые я видел уже многократно. Мне становится скучно, когда я слушаю одну и ту же лекцию четвертый раз, и я скучаю, когда я сам читаю одну и ту же лекцию четвертый раз подряд.

Порой даже случается так, что лектор недостаточно квалифицирован, чтобы выучить что-то новое. Впрочем, скука — позитивный и даже необходимый источник для развития человечества и для прогресса в целом. Мы можем скучать разными способами. Чувство скуки могут вызвать определенные объекты или люди или даже мы сами. Порой мы испытываем анонимную скуку, когда мы не знаем, почему мы скучаем. Можно скучать еще и потому, что скука не имеет никакого содержания, она лишена именно «наших» индивидуальных свойств. В последнем случае было бы точнее охарактеризовать ее каким-то хайдеггеровским способом, например «скука наскучила».

Есть много разных типологий тоски. Милан Кундера различает, например, три типа скуки: есть пассивная скука — человек страдает от того, что ему все вокруг неинтересно, есть активная скука, когда человек целиком предается, например, хобби, и мятежная скука, когда молодые люди, например, крушат витрины. На мой взгляд, подобная типология весьма условна. Она, в сущности, просто констатирует, что человек может реагировать активно или пассивно на скуку и не проводит качественных различий между разными типами скуки.

Тогда я обратился к типологии Мартина Дольмана, который различает четыре типа скуки:

1. Ситуативная скука — это когда человек находится в ожидании чего-то, например лекции или поезда;

2. Скука разочарования, когда человек ждет чего-то важного от какого-то события или явления, но все оборачивается банальностью;

3. Экзистенциальная скука, когда кажется, что душа лишена содержания и мир топчется на месте;

4. Креативная скука, которая не столько характеризуется каким-либо содержанием, сколько результатом, например, когда человек вынужден все время создавать что-то новое.

Конечно, каждая из этих скук плавно перетекает в другую, но это разделение представляется мне довольно точным.

Густав Флобер различал обычную скуку (ennui commun) и современную скуку (ennui moderne), и в целом это деление соответствует в общих чертах нашему представлению о ситуативной и экзистенциальной скуке. Разные герои романов Флобера скучают по-разному, и грань между разными типами скуки нелегко поддается определению. Трудно, например, сказать, какая скука одолевает Бювара и Пекюше — обычная или современная? Она обычна в том смысле, что они скучают, когда им препятствует что-то конкретное, ведь они целиком предаются своим сумасбродным учениям и изучают все, что возможно, — от земли и до неба. Но их скука современна в том смысле, что касается их собственного существования как такового.

Между тем я склонен полагать, что оба они страдают «обычной» скукой. У Эммы Бовари скука, напротив, имеет более современные свойства, хотя она направлена на те воображаемые объекты, которые героиня пытается реализовать в сексуальном плане. Словом, различить ситуативную и экзистенциальную скуку можно следующим образом: ситуативная скука содержит тоску по чему-то конкретному, а экзистенциальная скука — это тоска по чему-то желанному вообще.

Мы можем отметить, что ситуативная и экзистенциальная тоска имеют разные символические выражения. Или, точнее говоря: ситуативную скуку можно выразить какими-то жестами или движениями: человек зевает, ёрзает на стуле, вытягивает руки и ноги и все прочее в том же духе, а глобальная экзистенциальная скука почти лишена выражения.

Пластика и жесты при ситуативной скуке таковы, что кажется, человек может сбросить с себя это ярмо, освободиться и следовать дальше. И напротив, экзистенциальная скука внушает имплицитное впечатление, что ее невозможно победить волевым актом.

Негативным следствием скуки может быть также вызывающее поведение, поведение, которое нарушает границы дозволенного. Такую скуку можно исцелить, вращаясь на стуле, во время лекции или встречи. Можно также куда-нибудь уехать. Вообще, скуку можно как-то смягчить. Например, в романе Альберто Моравиа «Скука» рассказчик сравнивает свою скуку с той, которая мучила его отца:

И отец тоже страдал от скуки, и его не миновала чаша сия, но его страдания можно было исцелить в счастливом окружении бродяг в ближайших деревнях. Его переживания можно было бы назвать вульгарной скукой, скукой, которая не требует ничего иного, только новых и чрезвычайных, особенных переживаний.

Между тем сам рассказчик страдает именно от скуки, которая глубоко его уязвляет, а невыносимая скука требует явно более сильных средств для утешения, можно сказать, более резких поступков и жестов.

Жорж Батай, например, пишет:

«Нет более экзальтированного чувства, чем ощущение того, что все вокруг нас — пустота. Причем это не означает, что мы переживаем пустоту внутри нас самих, а как раз напротив: мы преодолеваем это чувство и осознаем, что мы преступаем определенные границы».

А потом приходит осознание того, что хоть пустота и есть причина для проступка, но разве это может помочь человеку вырваться из мира, который объят скукой?

Шопенгауэр описывает скуку как «блеклую тоску по некому неопределенному объекту». Человек, погруженный в пучину скуки, теряет способность найти какой-либо объект для своих желаний. Мир становится бесцветным.

Кафка пишет в своих дневниках:

«Ощущение такое, словно я потерял все, чем владел, и мне безразлично, вернется ли все это ко мне».

В романе Моравиа «Скука» это чувство описано так:

«Словно болезнь присуща самим вещам, болезнь, которая возникает тогда, когда вся тяга к жизни увядает и исчезает, внезапно и беспричинной. Скука становится как туман..

Почти то же выражение мы встречаем у Хайдеггера, который описывает скуку как «умолкнувший бред», когда каждый предмет и все, в том числе и ты сам, заболевают одинаковым характерным безразличием. У Гарборга тоже есть интересное описание:

«Я не знаю лучшего определения этому чувству, чем психическое оледенение — оледенение, которое сковывает душу».

Скуку порой описывают как бесчувственность и пустоту — внутреннюю и внешнюю, присущую индивиду и окружающему миру. Фрейд утверждал, что.

«В состоянии печали весь мир становится убогим и пустым, а меланхолия вызывает ощущение только собственного несчастья».

Адам Филлипс в одном из комментариев как бы варьирует эту цитату:

«В чувстве скуки, следует добавить, участвуют две стороны».

Невозможно утверждать, что кто-то испытывает ощущение скуки, потому что находится в состоянии скуки, или что человек начинает скучать, потому что мир скучен. Невозможно также определить долю участия субъекта и объекта в возникновении чувства скуки, потому что пустота субъекта и объекта тесно взаимосвязаны.

Фернандо Пессоа описывает скуку так:

Ощущение тоски, охватившей нас, похоже на подъемный мост над защитным рвом вокруг дворца наших душ, словно нет никакой связи между дворцом и землей, и единственное, что нам остается, — это издалека созерцать и то и другое, но не приближаться ни к тому ни к другому. Мы изолированы от самих себя, но этот мост разделяет нас самих, словно канава со сточной водой, которая окружает наше чувство потери ориентации.

Достоевский считал, что скука — это «животное неописуемое страдание». При всей кажущейся расплывчатости это на самом деле очень точное определение. Скука так или иначе не поддается определению, потому что ей не хватает позитивизма, который характеризует большинство других феноменов. По сути дела, ее можно определить как отсутствие чего-то, как отсутствие персонального смысла. И если мы обратимся к хайдеггеровскому анализу скуки, то поймем, что эта потеря смысла человеческого бытия имеет аналогии с чисто животным существованием.

Чем отличается тоска от скуки?

Чем отличается тоска от скуки?

В конкретных случаях оно означает стремление к кому-то или чему-то, ностальгию, любовные страдания. На низшем уровне — уныние, скуку. Тоска́ — отрицательно окрашенная эмоция, тяжёлое, гнетущее чувство. Тоска отличается выраженным снижением настроения и ухудшением общего самочувствия.

Как вы понимаете значение слова тоска?

Тоска — это душевное состояние человека, чувство горечи, возникающее вдали от любимого человека или места. Через многие произведения красной нитью проходит тоска главного героя по своей любимой.

Что такое грусть?

Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким словам, как печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия.

Кто написал оперу тоска?

Сколько актов в опере?

В опере пять актов плюс огромный пролог, но исполняли их не кряду, а по три части за вечер.

Сколько опер у Пуччини?

В 1917 году Пуччини закончил переработку своей оперетты в оперу («Ласточка»). В 1918 году состоялась премьера оперы «Триптих». Эта вещь состоит из трёх одноактных опер (в парижском стиле, известном как гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия и фарс).

Как называется его первая опера?

Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598 года (или в 1597 году — по флорентийскому календарю).

Где родился Пуччини?

Чем полезна грусть?

При этом диапазон отрицательных эмоций обширнее положительных/светлых чувств. Негативные эмоции, такие как страх, гнев, стыд и отвращение полезны, так как помогают нам понять, избежать и преодолеть опасные ситуации.

Как пережить грусть?

Если вы все же понимаете, что эмоции сильнее вас, и чувствуете себя очень плохо, попробуйте снизить эмоциональный накал:

  1. Дышите глубже.
  2. Примите прохладный душ, направляя струю воды на затылок или переносицу.
  3. Выйдите на пробежку или на прогулку.
  4. Измените положение своего тела в пространстве.
  5. Поплачьте!

Что делать если мне очень грустно?

Что делать, когда грустно и больно?

  • Хорошенько поплачьте.
  • Скажите «нет» всем необязательным делам, которые воруют время вашего отдыха.
  • Перестаньте от себя слишком много требовать.
  • Заберитесь пораньше под одеяло с любимой книжкой и чашкой чего-нибудь вкусного.
  • Попросите ваших друзей в соц-сетях сказать вам что-нибудь хорошее. (
  • Просите помощи.
  • Дышите.

Как можно бороться с депрессией?

Чтобы справиться с депрессией, медики советуют:

  1. думать о хорошем;
  2. учиться отличать неудачу от катастрофы;
  3. чаще отдыхать;
  4. заниматься спортом;
  5. менять обстановку;
  6. хвалить самих себя за любые успехи.

Как называется болезнь когда грустно без причины?

Эндогенная депрессия — эндогенное психическое расстройство, характеризующееся угнетённым, подавленным психическим состоянием (книжн.), сниженным настроением, двигательным торможением (или двигательным возбуждением) и замедленным мышлением, вызванным «внутренними» причинами.

Что чувствует человек во время депрессии?

Эмоциональные признаки депрессии включают тоску, страдания, отчаяние; угнетенное, подавленное настроение; тревогу, чувство внутреннего напряжения, раздражительность, ожидание беды, чувство вины, самообвинения, недовольство собой, снижение самооценки и уверенности, потерю способности переживать, тревожность за близких.

Как называется болезнь когда ничего не хочется делать?

Апатия, или когда ничего не хочется Хотя бы раз в жизни каждый сталкивается с этим: ничего не хочется, ничто не интересно, нет сил и энергии. Иногда это состояние проходит за несколько дней или даже часов, но бывает так, что человек застревает в нем надолго.

Почему по вечерам становится грустно?

У вечерней грусти есть несколько причин. Во-первых, банальная усталость. После насыщенного дня люди иногда чувствуют себя разбитыми и опустошёнными — и это нормально. Мозг подаёт сигнал, что пора остановиться, прилечь и отдохнуть.

Что это за состояние когда ничего не хочется?

Имя ей — апатия. Апатия проявляется по-разному — от раздражительности и проблем со сном и едой до желания лежать, смотреть в потолок и больше ничего не делать.

Как называется состояние когда ничего не хочется делать?

Что такое современная депрессия Депрессия — одно из наиболее неопределенных и размытых понятий современной цивилизации. С одной стороны, люди говорят, что страдают от депрессии, когда у них плохое настроение или когда они не видят выхода из какой-то жизненной ситуации.

Как делать то что нужно а не то что хочется?

Как делать то, что не хочется

  1. Концентрируйтесь на причинах Вместо того чтобы бросать нелюбимые дела, остановитесь и подумайте.
  2. Концентрируйтесь на своем страхе
  3. Разрушаем иллюзии
  4. Намерение, а не результат
  5. Приветствуйте трудности
  6. Поставьте ограничения
  7. Немного работы, а потом перерыв
  8. Не позволяйте себе отвлекаться

Что это такое депрессия?

Словом «депрессия» могут обозначаться как эмоциональное состояние, так и расстройство психического здоровья. Депрессией можно называть довольно быстро проходящее плохое самочувствие, т. е. случающиеся в нормальной жизни разочарование, усталость, уныние и чувство печали.

Какие лекарства от депрессии?

Сегодня препараты из разных групп антидепрессантов широко назначают психиатры, неврологи и даже терапевты….Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС)

  • Иксел;
  • Велаксин;
  • Вальдоксан;
  • Триттико;
  • Симбалта и другие.

Какие бывают виды депрессии?

Если так, то это не депрессия, а биполярное расстройство (более серьёзное заболевание).

  • Депрессивный эпизод
  • Периодическое (реккурентное) депрессивное расстройство
  • Дистимия
  • Биполярная депрессия, тип I.
  • Биполярная депрессия, тип II.
  • Смешанное тревожно-депрессивное расстройство
  • Депрессивный психотический эпизод

Как распознать депрессию у подростка?

Симптомы депрессии у подростков

  1. апатичное, грустное состояние;
  2. жалобы на упадок сил, чувство усталости;
  3. забывчивость;
  4. жалобы на боли (например, на головную боль или боль в животе);
  5. беспокойство, тревожность;
  6. бунтарское поведение;
  7. раздражительность;
  8. частое возникновение вспышек гнева;

Какой врач лечит от депрессии?

Имеющие психологическое происхождение, депрессии, различные стрессовые расстройства и т. д. Специалисты, которые этими проблемами занимаются, это психологи, психотерапевты и психиатры.

Какие болезни лечит врач психиатр?

Психиатры занимаются терапией таких психических расстройств, как:

  • Эпилепсия
  • Деменция
  • Психозы
  • Неврозы
  • Расстройства личности
  • Шизофрения
  • Болезни Паркинсона и Альцгеймера
  • Аутизм

Какой врач лечит нервный срыв?

Врач, который работает в области неврологии, называется неврологом. Невролог лечит заболевания нервной системы человека — головного мозга, спинного мозга, нервных окончаний, а также заболевания мышц, позвоночника, различные боли связанные с патологией нервов.

Похожее

  • ← Сколько раз можно делать деактивировать аккаунт на PS4?
  • Сколько пользователей Фейсбук в Украине 2020? →

Andrew

Андрей — тренер, спортивный писатель и редактор. В основном он занимается тяжелой атлетикой. Также редактирует и пишет статьи для блога IronSet где делится своим опытом. Андрей знает все от разминки до тяжелой тренировки.

Скука — это маленькая смерть: почему мы скучаем и какую пользу из этого можно извлечь

Теории и практики

«Он скучный» — один из самых унизительных комментариев применительно хоть к человеку, хоть к фильму. Эдакий последний гвоздь в крышку: к нему даже не подходи! Бешеный ритм жизни и советы по усиливают чувство вины: мы стесняемся скучать, из последних сил пытаемся «жить полной жизнью» и не понимаем, почему она остается пустой. Психолог и автор проекта «Культтерапия» Надежда Железняк объясняет, почему скука — это бездонный колодец и как начать черпать из него вдохновение.

Скука — недеятельное состояние души; томление бездействия.

Словарь Владимира Даля

Очередь в никуда

Скука бывает ситуативной и экзистенциальной. Как выглядит человек, которому скучно ситуативно? Это дама в очереди, которая трясет ногой и постоянно смотрит на часы. Это ребенок, ерзающий на стуле. Он начинает что-то читать в телефоне, потом откладывает его, потом включает мультфильм и снова откладывает телефон. Такую скуку демонстрирует неоконченная картина П.А. Федотова. Мы видим офицера, изнывающего от безделья на краю мира, — безликий пейзаж за малюсеньким оконцем лишь дополняет картину. Он убивает время, давая команду своей собаке прыгать через палку — еще и еще раз:

Анкор, еще анкор! Павел Федотов. 1851–1852 годы

Экзистенциальную скуку вряд ли выразить движениями, ведь это тоска по желанному, но невозможному или непонятному. Шопенгауэр описывает ее как «блеклую тоску по некому неопределенному объекту», а психотерапевты именуют экзистенциальной фрустрацией — неудовлетворенным стремлением к смыслу. Это тоска по желанному, но ненайденному, неузнанному. Экзистенциальная скука может застать на шумной вечеринке, когда вдруг оглушит ощущение бессмысленности всего происходящего. Может неотступно преследовать дома, в череде рутины. Может возникнуть в очередном путешествии, будто мы носим это ощущение с собой:

«Скука» — это и пустота зимнего деревенского неделания, и выматывающий беспросвет страдной работы, и бобылье одиночество, и озверелость от многолюдья. «Скука» связана не с той или иной ситуацией, а все с тем же общим строем бытия. С этим сырым воздухом. С солнцем, которое светит холодным, белым, плоским светом. С туманом. С пылью, которая поднимается от дорог, когда они высыхают. С пылью, которая подобна туману и, заполняя пространство, подчеркивает его непреодолимость.

Лев Аннинский. «Жизнь Юрия Казакова»

Постоянная скука при этом может быть одним из симптомов депрессии и иных психических нарушений. Очередь когда-то заканчивается, но как быть с этим внутренним ощущением пустоты, ожидания чего-то заранее несбывшегося внутри, этой внутренней очередью в никуда?

Тюрьма времени

Время во время скуки субъективно переживается тягучей субстанцией. Вероятно, поэтому дети переживают ее особенно болезненно, ведь субъективное ощущение времени у них более размазанное, оно течет медленнее, а значит, и скука безбрежнее. Своя детская скука невольно вспоминается при взгляде на картину «Портрет Вари Адоратской» — сама она вспоминала, что чувствовала себя немного странно, часами сидя на столе в неудобной позе, с постоянно затекающими ногами:

Портрет Вари Адоратской. Николай Фешин. 1914 год

Однако течение времени постепенно ускоряется — эту концепцию «пропорциональной теории» выдвинул в 1897 году Поль Жане. Когда нам 4 недели, неделя составляет четверть нашей жизни, а к концу первого года — лишь пятидесятую ее часть. Если нам посчастливится дожить до пятидесяти, то целый год будет пятидесятой частью нашей жизни. Наглядно увидеть, с какой скоростью течет время в разные периоды нашей жизни, можно, например, здесь.

Повышение концентрации уровня прошлого — в нашей памяти. Если и правда «жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух», то с возрастом плотность ярких моментов во времени снижается. Наши переживания все менее интенсивны, а чтобы испытать «первые чувства», нам нужно все больше усилий. С каждым годом такая временная анестезия становится все ощутимее: плотность событий ниже, а скорость времени — быстрее:

…Разумеется, в возрасте пятидесяти лет мнится, будто каждый год пролетает быстрее, и потому, что он составляет меньшую часть моих разросшихся запасов существования…

Владимир Набоков. «Ада, или Радости страсти»

Неслучайно скука погружает нас в ностальгию и мысли о прошлом — такой механизм дает возможность отрефлексировать опыт и наполнить будущее новым смыслом.

Инфляция счастья

Вот мы впервые пробуем поцелуй в губы — а спустя десяток лет он превращается в автоматизм. Впервые садимся за руль с потеющими ладонями — по прошествии времени дорога становится рутиной. Эдакая инфляция счастья.

Но экзистенциальная скука, постоянно присутствующая внутри нас, требует новых ощущений. И мы начинаем новое дело в надежде, что именно оно подарит смысл нашей жизни. Решаем сменить квартиру или страну в надежде, что там будет все по-новому. Меняем партнеров или решаем навсегда быть в одиночестве в надежде, что новые отношения не станут обыденностью.

В фильме «50 первых поцелуев» главная героиня страдает необычным расстройством: каждый новый день она просыпается, не помня предыдущие. Герой Адама Сэндлера вновь и вновь покоряет ее, каждый день получая тот самый заветный первый поцелуй. Но сможет ли пятидесятый первый поцелуй быть все тем же первым?

Осторожно, спойлер:

Мертвое море

Скука не только обесценивает наши действия, но и отравляет время бездействия. Она страшна своей пустотой и напоминает «мертвый штиль», страшнее которого для моряка нет ничего — это очень красочно и точно передано в фильме «Хозяин морей» с Расселом Кроу:

«Скука смертная», «умирать со скуки» или даже «убивать время» с этим чувством. Скука — это встреча с небытием, пустотой, что за сценой жизни. Недаром Самуил Маршак заметил: «скука — зевок небытия».

Чарльз Диккенс в произведении «Рождественская песнь в прозе» сталкивает пребывающего в экзистенциальной скуке старика Скруджа с осознанием своей смертности. Скруджа посещают три духа, но самый страшный, самый зловещий — Дух будущего, практически смерть с косой. Он провожает Скруджа на его собственную могилу — одинокую и всеми забытую:

Кладбище. Так вот где, должно быть, покоятся останки несчастного, чье имя предстоит ему наконец узнать. Нечего сказать, подходящее для него место упокоения! Тесное — могила к могиле, — сжатое со всех сторон домами, заросшее сорной травой — жирной, впитавшей в себя не жизненные соки, а трупную гниль. Славное местечко!

Призрак остановился среди могил и указал на одну из них. Скрудж, трепеща, шагнул к ней. Ничто не изменилось в обличье Призрака, но Скрудж с ужасом почувствовал, что какой-то новый смысл открывается ему в этой величавой фигуре.

— Прежде чем я ступлю последний шаг к этой могильной плите, на которую ты указуешь, — сказал Скрудж, — ответь мне на один вопрос, Дух. Предстали ли мне призраки того, что будет, или призраки того, что может быть?

Но Дух все также безмолвствовал, а рука его указывала на могилу, у которой он остановился.

— Жизненный путь человека, если неуклонно ему следовать, ведет к предопределенному концу, — произнес Скрудж. — Но если человек сойдет с этого пути, то и конец будет другим. Скажи, ведь так же может измениться и то, что ты показываешь мне сейчас?

Но Призрак по-прежнему был безмолвен и неподвижен.

Дрожь пробрала Скруджа с головы до пят. На коленях он подполз к могиле и, следуя взглядом за указующим перстом Призрака, прочел на заросшей травой каменной плите свое собственное имя: ЭБИНИЗЕР СКРУДЖ.

Чарльз Диккенс. «Рождественские повести»

Схожий опыт случается и с героем одного из самых пронзительных фильмов Акиры Куросавы «Жить». Пожилой чиновник внезапно понимает, что жить ему осталось считаные дни, если повезет — месяцы. Он также уже представляет свои похороны. И понимает, что никому нет дела.

Именно в этот момент начинается преображение героев. Поэтому иметь возможность замедлиться, ощутить ход времени, заглянуть в глаза небытию — важнейший опыт, который дает нам скука.

Воскресный невроз

Группа ученых из Гамбургского университета выяснили, что работники, имеющие высшее образование, гораздо меньше удовлетворены жизнью по выходных дням. Работа — дом — работа — дом, два дня отдыха — и мир будто замирает на подступах к свободному времени. Утро субботы встречает мигренью. Почему, как назло, именно в выходные? У этого явления есть даже название — «воскресный невроз»:

Общество изобилия порождает и изобилие свободного времени, которое хоть, по идее, и предоставляет возможность для осмысленной организации жизни, в действительности же лишь еще сильнее способствует проявлению экзистенциального вакуума. Мы, психиатры, имеем возможность наблюдать это на примере так называемых воскресных неврозов. И этот избыток свободного времени, по всей видимости, увеличивается. Институт демоскопии в Алленсбахе был вынужден констатировать, что если в 1952 году время в воскресенье тянулось слишком медленно для 26% опрошенных, то сегодня уже для 37%.

Виктор Франкл. «Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере»

Свободное время оказывается до краев заполнено переживанием боли. Однако не это ли дает и возможность переживать, чувствовать, то есть быть живым? Период застоя, то есть скуки, чреват смыслом, поскольку чувство это настолько дискомфортно, что человек стремится обрести смысл, который побудит его к действиям. Как пишет Виктор Франкл: «Страдания защищают человека от апатии и скуки; они приводят к деятельности, а значит, к росту и созреванию».

Доктор Сэнди Манн из Университета Центрального Ланкашира обнаружила, что люди, которых попросили выполнить скучную письменную задачу, были более креативными впоследствии, чем контрольная группа, которая выполняла более интересную работу. Доктор Вейнанд ван Тилбург из Королевского колледжа Лондона считает, что скука также может быть сильным стимулом для людей искать не самые приятные, но наполненные смыслом задачи (например, сдача крови): в ходе серии из семи исследований исследователи обнаружили, что скука усиливает просоциальные мотивы, которые влияют на позитивное поведение. Он пишет: «Скука заставляет людей стремиться к разным и целенаправленным действиям, и в результате они поворачиваются к более сложным и осмысленным действиям, поворачиваясь к тому, что они считают действительно значимым в жизни».