Стабилизатор изображения фотосъемка отсутствует что это значит?

Что такое стабилизации изображения, Что лучше камера или объектив со стабилизацией

Все что нужно знать о стабилизации изображения в камере и объективе

Многие фотографы пользуются объективами со стабилизацией изображения в течение многих лет, прежде чем начинают понимать как это работает и как правильно применяется. Обычно пру многих это происходит так: установил, включил, снимаю. Но стоит ли переплачивать больше за объектив, если вы до конца не понимаете как работает на нем стабилизация

Давайте разбираться что такое стабилизация изображения и как правильно ее использовать.

Что такое стабилизация изображения?

Стабилизация изображения — это технология, встроенная в объектив, которая помогает минимизировать размытость изображения, вызванную дрожанием камеры.

Разные производители объективов называют эту технологию разными вещами.

Стабилизация изображения (IS) является версией Canon.

Nikon называет их подавлением вибраций (VR).

Tamron называет это контролем вибрации (VC)

Sigma называет их версию оптической стабилизацией (OS).

Sony и Pentax имеют стабилизации изображения (OSS), но их технология встроена в корпус камеры, а не в объектив.

У этой технологии разные названия, но принципы ее работы и ее влияния на ваши изображения одинаковы. Далее мы будем называть ее — стабилизацией изображения или IS.

Как работает стабилизация изображения?

Стабилизация изображения в объективах осуществляется за счет использования плавающего элемента объектива. Ваша камера чувствует, как этот плавающий элемент движется внутри объектива. Затем элемент смещается электроникой объектива в направлении, противоположном сотрясению камеры.

Стабилизация в камере работает, фактически слегка смещая датчик, чтобы учесть дрожание камеры.

Нет точного ответа на вопрос, что лучше, стабилизация на основе объектива или стабилизация изображения в камере. У каждого есть свои плюсы и минусы (это отдельная тема).

Преимущество стабилизации изображения состоит в том, что она позволяет снимать более четкие изображения неподвижных объектов с выдержкой медленнее, чем без нее. Производители объективов оценивают стабилизацию изображения по тому, при какой выдержки вы можете снимать с помощью стабилизации изображения.

Давайте разберем более детально на примере объектива Nikon 24-120 мм f / 4

Nikon оценивает возможности подавления вибрации на 4 ступенях. Без стабилизации изображения вам пришлось бы снимать статичные объекты со скоростью затвора не менее 1/125, чтобы избежать размытия в изображениях от дрожания камеры. С включенным VR на объективе, вы можете держать объектив и снимать со скоростью 1/15 секунды.

Это мощная штука, если вы снимаете неподвижные объекты в условиях низкой освещенности. Ниже представлены две фотографии, первая была снята при помощи стабилизации изображения IS а вторая была без него. Хорошо видно, что стабилизация изображения помогла качеству изображения.

Правила выдержки при съемке

Прежде чем мы перейдем к тому, что вы, возможно, не знаете о стабилизации изображения, давайте рассмотрим некоторые важные моменты когда речь идет о выдержке.

Во-первых, при съемке с рук, чтобы избежать дрожания камеры, вам необходимо использовать выдержку, по крайней мере, такую ​​же, как 1/длина вашего объектива. Поэтому, если вы снимаете на объектив 50 мм, вам нужно, чтобы выдержка затвора была 1/50. Если вы снимаете на объектив 200 мм, вам потребуется выдержка 1/200 и т. д.

Так же необходимо учитывать и кроп фактор. Если ваш фотоаппарат имеет кроп-фактор 1,5. И вы снимаете на объектив 70-200 f / 2.8 на 200 мм, вам нужно иметь выдержку затвора не менее 1/300, чтобы устранить дрожание камеры.

Во-вторых, дрожание камеры и размытость изображения — это две разные проблемы. Дрожание камеры вызвано движением камеры / фотографа. Размытие в движении происходит, когда объект движется слишком быстро для скорости затвора. Оба создадут размытие или мягкость на ваших изображениях, но это две разные проблемы.

Как правильно снимать с системой стабилизации

Система стабилизации не работает идеально при каждом снимке

Почему используя систему стабилизации ваши снимки будут имет разный эффект? Потому что технология по сути угадывает, как правильно компенсировать движение. Многие из ваших изображений могут быть более резкими, но другие все еще будут слегка размытыми.

Не оставляйте свой штатив дома, думая, что стабилизация изображения будет работать идеально и снимать каждый раз. Если ваша репутация основаны на том, чтобы сделать снимок при слабом освещении, вам лучше взять штатив и стабилизировать камеру, чем полагаться исключительно на IS.

Стабилизация изображения не останавливает движение

Цель IS — позволить вам снимать статичные объекты с более короткими выдержками, чем вы могли бы сделать иначе. Но она не помогает заморозить движение быстро движущихся объектов. Вам нужно использовать достаточно быструю выдержку, чтобы запечатлеть движение вашего объекта.

Если вы снимаете в бегущее животное, вам нужно будет использовать выдержку 1/1000, чтобы остановить его движение. Даже если вы включили стабилизацию для своего объектива или камеры, вам все равно придется снимать с 1/1000, чтобы остановить движение животного.

Многие новые фотографы снимают семейные или детские портреты на 1/50 или 1/25 секунды и имеют размытость от движущихся объектов, потому что они полагали, что стабилизация позволяет им снимать на 3 или 4 ступени ниже, чем обычно. Но это так не работает. Единственное, что останавливает размытие при движении, — это достаточно быстрая выдержка. Стабилизация изображения полностью не зависит от этого.

Чтобы продемонстрировать, вот два изображения движущегося объекта. Первое изображение было снято за 1/30 секунды, то есть с той же выдержкой, что и цветочная картинка выше, где помогал IS. На этом снимке вы заметите размытость в, потому что эта игрушка движется. Стабилизация изображения не может исправить размытость при движении.

На втором изображении выключена стабилизацию изображения, но поднят затвор до скорости, достаточно быстрой, чтобы заморозить замедленное движение, 1/200. Шум усиливается, потому что нужно было поднять ISO, но размытия при движении нет.

Когда помогает система стабилизации изображения

Стабилизация изображения не помогает при выдержках быстрее, чем 1/500. В общем, IS работает на более медленных движениях, которые не происходят на скоростях, таких как 1/1000 секунды.

Целью IS является устранение дрожания камеры. Если вы снимаете на объектив 70-200 мм f / 2.8 с фокусным расстоянием 200 мм, но снимаете спортивные события со скоростью 1/1000 секунды, то одной выдержки затвора будет достаточно, чтобы устранить большую размытость от дрожания камеры

Если вы посмотрите в объективы профессиональных спортивных фотографов при съемке быстрых событий, у большинства из них будет отключено IS на их камерах. Они знают, что IS не помогает при коротких выдержках (на самом деле, это может фактически мешать вашим изображениям, потому что IS пытается компенсировать отслеживание объектов).

Вы можете утверждать, что стабилизация изображения помогает стабилизировать изображение в вашем видоискателе. Если на объективе включена функция IS или VR и наполовину нажата кнопка затвора (или вы используете BBF), система стабилизации поможет удержать изображение в видоискателе более устойчивым, что поможет улучшить фокусировку. Но он срабатывает только тогда, когда вы нажали затвор наполовину или используете BBF.

Во-первых, если вы покупаете объектив или фотоаппарат в основном для фотосъемки в действии, знайте, что IS не поможет вам снимать с высокой скоростью затвора, чтобы остановить действие. Возможно, вы платите больше за функцию, которая вам даже не нужна. Например, разница в между версиями объектива Nikon 24-70 мм с VR и без него будет составлять приличную сумму! Кроме того, IS быстрее разрядит вашу батарею и может негативно повлиять на ваши изображения.

Как снимать с системой стабилизации при использовании штатива

Старое правило было всегда отключать IS при использовании штатива. По сути, стабилизация будет пытаться ощущать движение и фактически создавать движение, даже когда его не было. Это создало петлю обратной связи, которая фактически может привести к размытию изображения.

Но это не всегда верно для современных технологий IS и VR. Некоторые объективы и камеры теперь могут распознавать, когда ваша камера установлена ​​на штатив или стабилизирована, и сама выключает IS. Но вы должны проверить инструкцию вашей конкретной марки и моделью объектива, чтобы увидеть, что делать с IS при использовании штатива или монопода.

Есть также моменты, когда ваша камера установлена ​​на штатив, но все еще дрожит, например, в ветреный день или установлена на полу от которого идут вибрации. В таких ситуациях возможно включение стабилизации. Проверьте свой объектив или руководство по эксплуатации камеры.

Вы должны знать, когда использовать IS, а когда отключить его, чтобы получить наилучшие возможные изображения.

Различные режимы системы стабилизации работают по-разному.

Некоторые камеры и объективы имеют разные типы режимов для технологии стабилизации изображения. Вы должны знать, что они означают, чтобы вы использовали правильный режим для правильной ситуации.

Нормальный режим — это то, что рекомендуется для большинства сцен. Объектив обнаруживает медленное и широкое движение камеры и настраивается соответствующим образом. Большинство нормальных режимов также включают обнаружение панорамирования.

Активный режим предназначен для съемки из движущегося транспортного средства или другого неустойчивого положения. Этот режим регулирует больше, чем обычный режим и помогает держать ваш видоискатель устойчивым для лучшего снимка.

Режим штатива предназначен для использования, когда камера установлена ​​на штатив. Очень немногие объективы имеют эту функцию (только большие супер-телеграфии kahuna, такие как 400 мм, 500 мм и 600 мм в Nikon.) Этот режим специально разработан для использования со штативом.

Спортивный режим ограничивает вибрацию до минимума, необходимого для движущихся объектов. Это режим, подойдет при использовании в большинстве случаев если вы снимаете на моноподе. Это также может помочь стабилизировать изображение в вашем видоискателе, даже если вам не нужен IS для устранения дрожания.

Стабилизация отлично работает при съемке видео

Стабилизация изображения определенно поможет уменьшить дрожание камеры, когда вы держите в руках камеру и снимаете видео. Она не может заменить штатив, но улучшит качество вашего видео.

Для чего нужна стабилизация изображения?

Мы говорили о ситуациях, когда вам не нужна стабилизация изображения или контроль вибрации. Но в каких случаях было бы полезно иметь объектив со стабилизацией изображения?

  • Вы снимаете стационарные объекты при слабом освещении. В этой ситуации IS может помочь улучшить ваши изображения, потому что вы можете снизить скорость затвора. Это также может позволить вам настроить другие параметры для улучшения изображений, например, закрыть диафрагму для большей глубины резкости или уменьшить ISO для уменьшения шума на изображениях.
  • Вы снимаете на телеобъектив или супер-телеобъектив, но вам не нужна быстрая выдержка, чтобы остановить действие. Вместо установки скорости затвора в соответствии с обратным правилом вы можете понизить скорость затвора на несколько ступеней (в зависимости от ваших способностей IS) без использования штатива.
  • Вы снимаете при ветре или например с вибрирующего моста.
  • Вы снимаете движущийся объект, и вам нужна помощь в стабилизации изображения в видоискателе. В зависимости от IS вашей камеры качество изображения может немного ухудшиться. Но это может быть предпочтительнее, чем пропустить кадр полностью.
  • Вы снимаете видео без штатива. Вы обязательно заметите улучшение качества, видео хотя это и неполноценная замена штативу.

Заключение

Нет сомнений, что стабилизация изображения (или уменьшение вибрации, оптическая стабилизация и т. д.) является полезным инструментом во многих ситуациях. Но чтобы получить максимальную отдачу от камеры и объектива, вам необходимо понять, как и когда это работает и не переплатить за ту функцию объектива или камеры, которая вам не нужна.

Стабилизация изображения при съёмке

Современная фотографическая техника обладает высокоточными затворами, которые обеспечивают большой диапазон выдержек. Съёмку при слабом уровне освещённости приходится выполнять, используя длительные выдержки, чтобы получить нормальное качество изображения. В этом случае неизбежно смазывание картинки от вибрации и небольших движений рук. Чтобы этого избежать, фотоаппараты оборудуются разными устройствами. Одно из таких устройств – стабилизатор изображения. Далее мы разберемся в том, что такое стабилизация изображения при съёмке и рассмотрим ее разновидности и принципы действия.

  • Разновидности стабилизации
  • Электронная стабилизация фотографии
  • Принцип оптической стабилизации
  • Принцип матричной стабилизации
  • Цифровая стабилизация изображения
  • Какая из систем стабилизации лучше

Разновидности стабилизации

Какой бы опытный фотограф ни был, при фотографировании на выдержках продолжительнее 1/60 секунды редко удаётся избежать вибрации и лёгкого смещения фотоаппарата от точки съёмки. В результате изображение получается смазанным. Если такой эффект не использован специально, в творческих целях, чтобы подчеркнуть скорость быстро движущегося объекта, нечёткие фотографии отправляются в брак. Чтобы корректировать вибрацию фотоаппарата используются устройства стабилизации. Ими оснащаются практически все фотокамеры. Компенсация смещения фотоаппарата осуществляется за счёт принципиально разных систем. Стабилизаторы изображения могут быть трёх видов:

  • Оптические;
  • Матричные;
  • Цифровые.

Первый вид стабилизации не имеет отношения к фотоаппарату, так как вся система установлена в объективе. Матричные и цифровые системы входят в конструкцию фотокамеры. Каждая из схем имеет свои достоинства и недостатки.

Электронная стабилизация фотографии

Оптическая и матричная система компенсации “шевеленки”относятся к электронным. Но реализуются совершенно разными способами.

Принцип оптической стабилизации

Оптический стабилизатор вмонтирован в объектив фотоаппарата. Эта система подразумевает установку дополнительных элементов в конструкцию. На корпусе объектива находится переключатель, позволяющий отключить систему оптической стабилизации или, в некоторых случаях, отключить ее по какой-то из осей. Принцип действия стабилизатора основан на отслеживании перемещения фотоаппарата в разных плоскостях. Для этого в объективе установлена подвижная линза или система линз, а так же датчики угловой скорости, которые отслеживают малейшие перемещения фотокамеры по вертикали и горизонтали. Сигналы, поступающие с датчиков, обрабатываются микросхемой, которая управляет работой миниатюрных электромагнитов. Перемещая линзы, система оптической стабилизации компенсирует отклонения фотоаппарата от точки фокуса. В результате изображение получается резким и не смазанным даже на продолжительных выдержках.

Датчики перемещения работают на основе сверхлёгких пьезоэлектрических гироскопов, а поступающие с них данные контроллер обрабатывает с частотой до 1000 раз в секунду. Это позволяет электромагнитам оперативно корректировать все случайные перемещения фотоаппарата. Оптический стабилизатор обладает следующими достоинствами:

  • Хорошая эффективность при съёмке телеобъективами;
  • Возможность выиграть 2-4 ступени выдержки;
  • В видоискатель попадает уже стабилизированное изображение.

С объективом 100 мм следует работать на выдержках 1/100 секунды или более коротких. Использование оптического стабилизатора позволяет получить хорошие кадры при интервалах 1/30-1/20. На выдержках от 1/500 и короче, его можно отключить, так как вибрация фотокамеры на снимках будет незаметной. При продолжительных интервалах, более 1/4 секунды, компенсация так же отключается. Включенный стабилизатор может сам стать источником вибраций, которые скажутся на качестве фотографии. К недостаткам оптических систем относятся:

  • Высокая стоимость и увеличнные размеры и вес объективов;
  • Посторонние шумы при работе;
  • Ухудшение боке;
  • Повышенное энергопотребление.

Посторонние звуки могут негативно повлиять только на качество видео, которое снимается фотоаппаратом. Объективы с наличикм компенсации шевеленки не подойдут фотографам, снимающим с боке, так как эта система делает края размытых пятен более резкими и чётко очерченными, что может нарушить замысел художника. Ещё один недостаток связан с повышением энергопотребления. Аккумулятор фотоаппарата будет разряжаться гораздо быстрее, чем без стабилизатора. При этом стоит понимать, что присутствующую систему компенсации шевеленки всегда можно отключить, тем самым избавиться от почти от всех перечисленных компромиссов.

Принцип матричной стабилизации

Матричная система стабилизации установлена в корпусе фотоаппарата. Это особенно удобно для фотографов, часто пользующихся сменной оптикой. В этом случае перемещается не блок линз объектива, а матрица фотоаппарата. Принцип работы матричной и оптической схем примерно одинаков. Датчики отслеживают вибрацию фотокамеры, а электромагниты двигают матрицу. Главным достоинством матричной стабилизации является то, что снимать можно на самые дешёвые объективы. Картинка в любом случае получится нормальной. Существенный недостаток определяется невозможностью компенсации смазанного изображения на некоторых типах объективов. Матрица просто не успевает реагировать и перемещаться на большие расстояния, определяемые колебаниями фотоаппарата.

Цифровая стабилизация изображения

В отличие от оптической – цифровой принцип не использует никаких дополнительных конструктивных изменений в фотоаппарате или объективе. Система цифровой компенсации представляет собой алгоритм, реализуемый программой процессора. Основа функционирования цифровой стабилизации заключается в «обрезке» лишних частей изображения. Понять работу этой системы можно на простом примере. Если снимать геометрическую фигуру, например квадрат, на продолжительной выдержке, то за счёт вибрации фотоаппарата, на матрице образуется много квадратов расположенных слева, справа, сверху и снизу от основного изображения. Программное обеспечение процессора анализирует изображение и удаляет все ненужные пиксели. Дальше происходит точная обработка картинки с увеличением резкости на краях и в результате получается нормальный кадр.

Достоинством цифрового подавления шевеленки является её низкая стоимость. Она не требует от производителя никаких затрат, поэтому цифровая стабилизация широко применяется не только в фотоаппаратах, но и в мобильных телефонах.

Минусами же является невысокое качество стабилизации и ухудшение общего качества снимка. Цифровой алгоритм не всегда может правильно обработать фотографию и на некоторых кадрах эффект смазывания будет сохранён.

Какая из систем стабилизации лучше

Цифровой компенсацией шевеленки оснащаются все бюджетные камеры карманного формата, некоторые модели экшн-камер, видеокамер и мобильных телефонов. В моделях высокого уровня цифровая стабилизация может быть выполнена в виде отдельной опции, которую можно отключить. Цифровой стабилизатор надёжен, так как в нём отсутствуют механические детали, и не повышает стоимости фотокамеры. Вместе с тем, качество фотостабилизации невысокое. Оптический механизм, установленный в объективах, несмотря на ряд недостатков, может считаться более эффективной системой, чем цифровой и матричный.

Несмотря на мощную рекламную поддержку объективов со встроенным стабилизатором, большинство опытных фотографов предпочитают использовать оптику без этой системы. Если объектив оборудован стабилизатором, он должен быть всегда выключен и включаться только по необходимости. Дело в том, что включенная система стабилизации не позволяет добиться того, что профессионалы называют кристальной резкостью. Это хорошо заметно на двух одинаковых фотографиях, одна из которых сделана с включенным оптическим стабилизатором, а вторая без него. Тем не менее, тем, кто много и часто снимает для домашнего фотоальбома, включенная компенсация позволит получать фотографии хорошего уровня.

Урок 10. Стабилизация камеры. Нужен ли объективу стабилизатор изображения. Оптическая и электронная (цифровая) стабилизация.

Урок 10. Стабилизация камеры. Нужен ли объективу стабилизатор изображения. Оптическая и электронная (цифровая) стабилизация.

Фотоаппарат со стабилизатором (или стабилизатор в объективе), конечно же, имеет преимущество перед устройством без оного, но стоит обратить внимание на стоимость, фокусное расстояние и условия применения.

Совсем недавно производители фототехники в рекламных роликах мерились количеством мегапикселей, потом величиной дисплея и размерами фотоаппаратов. В последнее время стабилизатор изображения для фотоаппарата стал «обязательным» дополнением. Мало кто понимает принцип действия и сферу применения системы оптической или электронной стабилизации, но фотоаппараты со стабилизатором изображения стали все больше и больше занимать умы фотолюбителей. Не напрасно ли.

Нужен ли стабилизатор изображения (стабилизация камеры). Как убрать шевеленку.

Как мы говорили ранее, движение фотокамеры во время съемки может повлиять на изображение, особенно если выдержка установлена относительно длинная (допустим 1/30с) и за это время фотоаппарат в руках успевает изменить свое положение. Дрожание камеры отразится на снимке в виде «шевеленки». Можно установить более короткую выдержку и убрать шевеленку в режиме приоритета выдержки. В крайнем случае повысить чувствительность ISO для получения правильной экспозиции. Но если есть стабилизатор изображения в фотоаппарате, то можно использовать его.

Система стабилизации камеры. Какой лучше стабилизатор изображения: электронный (цифровой) или оптический.

При цифровой стабилизации в фотоаппарате используется увеличенный размер матрицы и в случае перемещения света от объекта электроника считывает изображение с другого участка матрицы и искусственно выстраивает изображение в соответствии с границами первоначального изображения. Грубо говоря изображение достраивается встроенной программой фотоаппарата.

Механизм оптической стабилизации изображения основан на компенсации движений камеры путем изменения расположения линз в объективе и перемещения света от объекта на матрицу. Оптическая стабилизация имеет большую эффективность, но и более дорога в реализации. Система оптической стабилизации встраивается в объектив, а значит увеличивает стоимость именно объектива и не влияет на стоимость фотоаппарата. Кстати, объективы Canon со стабилизатором обозначаются буквами IS в маркировке объектива.

Объектив со стабилизатором.

Стабилизатор в объективе для покупателя обходится дороже, но при покупке стоит задуматься, будете ли вы использовать стабилизатор для данного фокусного расстояния. Актуально компенсировать «шевеленку» на длиннофокусных объективов, поскольку дрожание рук при использовании таких объективов может заметно повлиять на результат съемки даже днем. Если вы снимаете объективом с фокусным расстоянием меньше 100 мм – проще установить фотоаппарат на штатив или опору, для того, чтобы избежать «шевеленки» в вечернее время, ведь днем «шевеленка» Вам не грозит. Напротив, в случае использования короткой выдержки (днем) на умеренных фокусных расстояниях (до 100 мм) включение стабилизации изображения не рекомендуется из-за снижением резкости изображения в связи с дополнительными движениями в конструкции объектива.

Случаи, когда стабилизация камеры не поможет

Если вы снимаете движущийся объект и установили не достаточно короткую выдержку, стабилизация камеры не поможет избежать смазанных участков на фотографии. Будь то стабилизатор в объективе или электронная система стабилизации, компенсируется лишь дрожание самого фотоаппарата и датчик стабилизации не может «заморозить» движение самого изображения.

Подведем итоги.

Стабилизатор полезен при длительный выдержках и не может «заморозить» движение объектов в кадре. В теле-объективах стабилизатор изображения дает неоспоримые преимущества оправдывая дополнительную стоимость, поскольку необходимо использовать очень короткие выдержки.

Если необходимость стабилизации изображения — вопрос достаточно спорный, то использование внешней вспышки под сомнение не поставит ни один фотограф! В следующем уроке речь пойдет о преимуществах использования внешней вспышки.

Всё что нужно знать о системах стабилизации изображения

Системы стабилизации изображения значительно упрощают съёмку с рук, компенсируя колебания камеры и предотвращая появление на изображении шевелёнки или смаза. Особую эффективность их применение приобретает в связке с длиннофокусной оптикой. В рамках материала мы расскажем об основных типах систем стабилизации, принципах их действия, а также плюсах и минусах каждого вида стабилизаторов.

Самым простым стабилизатором изображения является штатив и его производные (монопод, настольный или плечевой штативы). С помощью данного аксессуара удаётся неподвижно закрепить фотоаппарат и сделать кадр на длинной выдержке. Встроенные в камеру системы стабилизации выполняют схожую функцию, но не на столь длинных выдержках. Они сглаживают эффект от тряски или других смещений фотокамеры, а также позволяют выиграть от 1 до 5 ступеней экспозиции при съёмке с рук в условиях недостатка света.

Системы стабилизации изображения придут на помощь фотолюбителю в ситуациях, когда невозможно воспользоваться вспышкой. Ещё они всегда готовы посодействовать в получении качественного результата без смаза и шевелёнки, когда сильное поднятие светочувствительности (ISO) не позволяет избавиться от необходимости выставлять достаточно длинную выдержку для съёмки текущей сцены.

Стабилизатор выполняет не менее важные функции и при съёмке видео. Его наличие в арсенале камеры позитивным образом сказывается на плавности отснятого видеоряда. Некоторые системы стабилизации также умеют компенсировать высокочастотные вибрации от моторов дронов и радиоуправляемых моделей, позволяя заполучить на выходе чёткую картинку без дрожания объектов в кадре.

Родоначальником систем стабилизации выступает видеотехника. Но если раньше стаб присутствовал только на борту объективов, то сейчас активно встречается в самих фотоаппаратах, экшн-камерах и внутри камер мобильных телефонов.

Справка. В среде производителей фототехники не принято делиться своими секретами с конкурентами, поэтому каждый крупный игрок выпускает собственную систему стабилизации изображения с фирменным наименованием:

  • Canon — IS (Image Stabilizer);
  • Nikon — VR (Vibration Reduction);
  • Sony — OSS (Optical Steady Shot) и SSI (Steady Shot Inside — матричный стаб);
  • Fujifilm — OIS (Optical Image Stabilizer);
  • Olympus — IBIS (In Body Image Stabilizer — матричный стаб);
  • Panasonic — Mega O.I.S. и Power O.I.S. (Optical Image Stabilizer);
  • Pentax — SR (Sharke Reduction — матричный стаб);
  • Sigma — OS (Optical Stabilization);
  • Tamron — VC (Vibration Compensation);
  • Tokina – VCM (Vibration Compensation Module).

Существует три основных типа стабилизации: цифровая, оптическая и матричная.

Цифровая стабилизация

Работа систем цифровой (иными словами — электронной) стабилизации основывается на программных алгоритмах улучшения качества, которые определяют сдвиг изображения и компенсируют его за счёт обрезания краёв кадра исходного изображения. В таком случае для построения картинки используется вся площадь сенсора, но создаётся своеобразный кроп — изображение уменьшается вплоть до 40 % от первоначального размера, а часть пикселей резервируется под его возможный сдвиг в рамках фактически снятого кадра. Проще говоря, при дрожании камеры картинка плавает по поверхности матрицы от одного края к другому.

Зачастую цифровая стабилизация используется в экшн-камерах, цифровых компактных фотоаппаратах и смартфонах, т.к. она не требует места для установки дополнительных аппаратных компонентов и, соответственно, не оказывает влияния на ценник устройства.

В то же время электронный стабилизатор, как было сказано выше, обрезает часть картинки (к примеру, семейство Action-камер Sony в обычном режиме ведёт съёмку с углом поля зрения 170°, а со стабом он урезается до 120°). Негативные воздействия на качество изображения также проявляются в создании помех при использовании цифрового зума и в потере детализации картинки как при фото-, так и при видеосъёмке. Более эффективными альтернативами цифрового стабилизатора являются оптические и матричные системы стабилизации.

Оптическая стабилизация

Данные системы компенсации колебаний применяются, как следует из названия, в конструкции объективов. Впервые оптическая стабилизация была установлена на борту зум-объектива Canon EF 75-300mm f/4-5.6 IS USM в 1995 г. В семействе смартфонов её дебют состоялся намного позже — в 2012 г. указанной системой был оборудован модуль основной камеры телефона Nokia Lumia 920.

Стабилизация изображения. Глава 1 – Оптическая стабилизация в объективах

Системы стабилизации изображения призваны компенсировать дрожание наших рук и, соответственно, помочь нам получить более резкую картинку. Существует два основных типа стабилизации: оптическая стабилизация внутри объектива и матричная стабилизация изображения. Давайте остановимся более подробно на первом типе и рассмотрим всю его подноготную.

Появление систем стабилизации внутри объективов уходит корнями в позднюю плёночную эпоху – 90-е годы прошлого века. В те лихие для нашего люда времена и появились первые объективы со стабилизатором на своём борту. Первопроходцем в этой стезе стала компания Canon, которая выпустила свой первый стабилизированный объектив с маркировкой IS в 1995 г. (официальный анонс стабилизатора IS произошёл годом ранее). Nikon подтянулся лишь спустя 5 лет и анонсировал фирменную систему подавления вибраций VR лишь в 2000 г.

Почему стабилизатор решили разместить именно в корпусе объектива? Этому есть несколько логичных объяснений. Первое и самое важное – в 90-е годы все ещё снимали на плёночную технику и технологически намного легче было внедрить технологию, которая бы стабилизировала световой поток ещё в объективе, т.е. до того он попадал непосредственно на матрицу фотоаппарата. Согласитесь, ведь проще чтобы система проделала свою работы внутри линзы, а не пыталась переместиться рулон с 35-миллиметровой плёнкой.

Вторым аргументом в пользу стабилизатора внутри объектива была дороговизна цифровых фотокамер и их малая популярность. Да, спустя некоторое время, доживающая свои последние года, компания Konica-Minolta таки представила первую в своём роде систему матричной стабилизации изображения. Но она стала популярной только сейчас – во времена тотальной экспансии беззеркалок. Впрочем, об этом мы поговорим во второй главе.

Различные производители по-разному маркируют свои линзы, имеющие на борту стабилизатор изображения. Но по принципу действия они все схожи друг с другом:

  • Nikon — VR (Vibration Reduction)
  • Canon — IS (Image Stabilization)
  • Sony — OSS (Optical Steady Shot)
  • Panasonic — MEGA O.I.S. или Power O.I.S. (Optical Image Stabilizer)
  • Fujifilm – OIS (Optical Image Stabilizer)
  • Sigma — OS (Optical Stabilization)
  • Tamron — VC (Vibration Compensation)
  • Tokina – VCM (Vibration Compensation Module)

Давайте рассмотрим, как работает стабилизатор на борту фотокамеры, на примере системы IS от Canon. Для начала посмотрите эту анимацию:

Как видно, основную роль в процессе стабилизации изображения играет двояковогнутая линза, которая смещается при помощи электромагнитов в противоположную сторону относительно траектории движения объектива. Уровень смещения определяется датчиками угловой скорости, оснащёнными гироскопами, и управляется скоростным микроконтроллером (до 1000 считываний данных за секунду). Почему датчика именно 2, а не 5 или 10? Всё просто – первый отвечает за смещение по горизонтали, второй – по вертикали.

Так этот процесс выглядит на видео:

В результате проекция изображения остаётся неподвижной относительно матрицы фотоаппарата и на выходе мы получим качественную картинку без смаза.

Наиболее эффективно оптический стабилизатор будет работать на выдержках, близких к 1 / фокусное расстояние. Вы же помните правило, согласно которому выдержка напрямую зависит от фокусного расстояния? Например, вести комфортную съёмку с рук на 100 мм можно и нужно на выдержках 1/100 с и короче. Это без стабилизатора. При его непосредственном участии можно выиграть до 4-5 стопов и снимать уже не на 1/100 с, а на 1/20-1/25 с.

На коротких (менее 1/500 с) и на длинных (более 1/4 с) выдержках стабилизатор лучше выключать – он может только помешать вам сделать нужный кадр. В первом случае это связано с тем, что датчик стабилизатора изображения будет работать на пределах своих возможностей. Та и получить смаз на таких коротких значениях выдержки практически нереально.

На длинных выдержках стабилизатор тоже является бесполезным. Лучше воспользоваться штативом или установить фотоаппарат на какой-нибудь неподвижный объект. Когда камера установлена на штатив, включенный стабилизатор вполне может оказаться источником шевеленки. Это связанно с тем, что он может пытаться определить фантомные смещения и сам сгенерировать небольшую вибрацию. Конечно, маловероятно что такое может случиться, особенно с современными системами стабилизации, но бывает всякое.

Плюсы стабилизации внутри объектива:

  1. Оптическая стабилизация внутри объектива считается более эффективной, особенно при использовании телеобъективов. Это связано с тем, что стабилизировать изображение на длинном фокусном расстоянии гораздо сложнее – датчик изображений должен совершать больше движений, чем ему позволяет конструкция и месторасположение.
  2. Возможность выиграть от 1 до 5 стопов (в зависимости от поколения) при съёмке в условиях недостаточной освещённости.
  3. При использовании оптической стабилизации внутри объектива изображение передаётся в видоискатель и на датчики автофокуса уже в стабилизированном виде, что позволяет лучше контролировать объект съёмки и более эффективно срабатывать автофокусу.

Минусы стабилизации внутри объектива:

  1. Стабилизированные объективы стоят дороже и имеют бóльшие габариты.
  2. В некоторых случаях стабилизатор может генерировать при работе посторонние звуки, что критично при съёмке видео.
  3. Использование стаба может ухудшить боке.
  4. В случае выхода следующего поколения стабилизатора, придётся покупать новый объектив – модуль системы стабилизации изображения не сменный.

На сегодняшний существует много разновидностей систем стабилизации внутри объективов. Это и Canon Hybrid IS, предназначаемый для макросъёмки, и Nikon VR Sport, который можно обнаружить на профессиональных телееобъективах, и другие узконаправленные вариации. Все эти системы предназначены для того, чтобы мы могли снимать на более длинных выдержках в условиях недостаточной освещённости и получать при этом резкую и не размытую картинку.