Зачем три камеры на телефоне?

Зачем смартфону три камеры

В погоне за трендами, большинство уважающих себя производителей смартфонов уже боятся выпускать решения с одной камерой. Если ранее Гугл или Самсунг оставались в стороне, то сегодня и они делают флагманы «как положено» у конкурентов из Китая. А ведь это лидеры на платформе Андроид. Но вернемся к насущному: если сравнить смартфоны, почти все, даже самые бюджетные решения, имеют пару модулей, а флагманы в обязательном порядке – три. Зачем это простому пользователю, мы и попытаемся выяснить.

Немного истории

Если вспомнить первые двухмодульные решения, продвигаемые компанией Хуавей, оба сенсора принимали участие в построении одной картинки: один модуль отвечал за цветность, второй был черно-белым и обрабатывал детали и тени. Кроме того, двухмодульные камеры имели преимущество перед простыми собратьями в возможности размытия заднего плана. Теперь вернемся к триплет-камерам. Одними из первых данную технологию освоили все те же инженеры Хуавей, представив в 2018 году весьма интересный флагман – Huawei P20 Pro, презентация которого прошла в Париже, в аудитории, насчитывающей более 2000 журналистов. Камера стала основной фишкой в позиционирования устройства и поразила даже бывалых скептиков, переплюнув в условиях низкой освещенности даже эппловских конкурентов.

Рассмотрим камеру первого серийного триплета подробнее:

  • Основной сенсор получил небывалые по меркам большинства конкурентов 40Мп и объектив с f/1.8. При этом фокусное расстояние составило 27мм.
  • Второй модуль и здесь монохромный, он отличался 20Мп, f/1.6 при фокусе в 27мм. Задача этого модуля в расширении динамического диапазона.
  • Третий модуль не блещет светосилой и разрешением, здесь 8Мп и f/2.4, но имеет трехкратное увеличение и стабилизацию.

Тоже есть боке и всевозможные улучшалки, не без помощи продвигаемого ИИ. Конечно, нельзя не сказать, что аппарат получил сенсор с внушительными даже для современного мобильного рынка размерами в 1/1.7 дюймов.

Преимущества трех объективов в нынешних моделях

Несмотря на новаторство, некоторые коррективы трехмодульный концепт все же получил. Расширение динамического диапазона и отдельная обработка теней конечно хорошо, но фотография требует разных решений для съемки, в зависимости от сценария. Так, профессиональный фотограф с габаритным фотоаппаратом имеет в своем распоряжении как минимум три объектива:

  • Классический, для обычной съемки;
  • Широкоугольный, для максимального охвата;
  • Телеобъектив для приближения удаленных объектов.

Именно на это в последнее время стали делать упор. Любой пользователь старого мобильного телефона согласится, что цифровой зум нисколько не компенсировал ситуацию, а широкоугольная съемка была доступна в основном владельцам экшн-камер. К слову, более поздний Huawei Mate 20 Pro все же получил широкоугольник вместо монохромного модуля. Благодаря этому владелец гаджета может захватить в кадр больше объектов, что полезно при коллективной съемке или для больших строений. Более того, при макросъемке аппарат также показал себя хорошо: он может запечатлеть объекты на удалении всего в 2.5см.

Таким образом, преимущество триплета в универсальности. И хотя со временем, начнут появляться маркетинговые триплет для селфи, основное достоинство проявляется в возможностях основной камеры на очень близких или, наоборот, дальних дистанциях. Конечно, такой «парк» объективов вряд ли приблизится к профессиональной крупногабаритной технике, но мобильная съемка актуальных флагманов с тремя модулями впечатляет.

Актуальные флагманы с триплетом

Модель Размер дисплея Платформа Батарея Камера
Huawei Mate 20 Pro 6.39, 1440х3120 Кирин 980+8Гб 4200мач 40Мп(f/1.8, 27мм)+20Мп(f/2.2, 16мм)+8Мп(f/2.4, 80мм)
Samsung Galaxy S10 6.1, 1440х3040 Эксинус 9820+8Гб 3400мач 12Мп(f/1.5-2.4, 26мм)+12Мп(f/2.4, 52мм)+16Мп(f/2.2, 12мм)
Sony Xperia 1 6.5, 1644х3840 Снэйпдрэгон 855+6Гб 3330мач 12Мп(f/1.6, 26мм)+12Мп(f/2.4, 52мм)+12Мп(f/2.4, 16мм)

Как видно, актуальные конкуренты уже наступают на пятки хуавеевцам: мартовский Самсунг и майский Sony оснастили более светосильными основными модулями. Хотя они не отличаются такой большой площадью, гаджеты имеют свои сильные стороны и во многих сценариях не уступают. К примеру, Sony Xperia 1 умеет снимать видео в 1080р при 960fps, а Samsung получил переменную светосилу и ультраширокоформатный объектив. Последний имеет очень большой в сравнении с конкурентами обзор: при съемке кадра можно даже захватить кончики пальцев, удерживающих гаджет.

Обработка изображений

Не секрет, что современный смартфон, является не просто фотоаппаратом, а именно «умным» гаджетом. Большой упор в съемке сделан на усовершенствованные алгоритмы обработки изображений, и конечно, искусственный интеллект. Таким образом, при наведении камеры на объект, по сути, срабатывает машинное зрение: гаджет моментально распознает лица и объекты, и пытается подобрать оптимальный сценарий съемки. Во флагманском Huawei P20 Pro нейропроцессор может распознавать около двух тысяч картинок в минуту, а значит, смартфон способен определять, что находится в кадре фактически в режиме реального времени. И здесь конструкция из нескольких светосильных качественных модулей существенно расширяет возможности машинного зрения. Кроме того, наличие более одного модуля может позволить гаджетам видеть картинку в 3D, хотя VR-технологии пока не прижились в должной мере.

Зачем смартфону три камеры

Смартфоны… Из года в год прогрессирующие устройства. С каждым годом становится более производительный процессор, увеличивается объем оперативной памяти и внутреннего накопителя информации. Увеличивается и улучшается качество экрана. И на ряду с этими гонками мощностей, разворачивается битва фотокамер. Не успели пользователи привыкнуть к телефонам с двумя камерами, как производители подготовили новинки, оснащенные сразу тремя основными фотокамерами. Причем для создания тройных камер им понадобилось всего 2 года. Зачем смартфону тройной модуль и могут ли нынешние умные телефоны заменить зеркальные фотоаппараты. Попробуем разобраться.

  • Качество фотокамер в смартфонах
  • Плюсы
  • Минусы
  • В чем смысл тройного модуля
  • Возможность настройки диафрагмы

Качество фотокамер в смартфонах

Новейшие модели смартфонов оснащены тройными фотомодулями. Это значительно улучшает качество получаемого изображения. Какое преимущество перед зеркальными фотокамерами они имеют и в чем уступают профессиональной фототехнике.

Плюсы

Начнем с плюсов “карманных фотоаппаратов”:

  • Доступность, мобильность и небольшой вес. Камера в смартфоне всегда под рукой. Увидев что-то интересное или красивое, можно сделать классный кадр, даже не планировав съемку заранее. Зеркалки отличаются большим весом, особенно вместе с несколькими съемными объективами. Такое оборудование не будешь носить с собой “на всякий случай”. И для него необходима специальная сумка или рюкзак;
  • Наличие многочисленных программ для обработки фотографий уже в смартфоне. Скачав их, можно оперативно обработать изображение. Тогда в соцсети оно попадет уже с использованием подходящих фильтров, подавлением шума и другими видами обработки. При этом программы очень просты в работе. Желаемого результата можно добиться, нажав всего несколько кнопок. Это гораздо легче, чем обрабатывать фото в Lightroom или Photoshop;
  • Большой видоискатель. В зеркальных камерах приходится работать с маленьким окошком видоискателя и небольшим дисплеем. Фотографируя на смартфон, изображение проще рассмотреть, так как оно выводится на весь экран и, зачастую, на более качественный, чем у зеркальных фотоаппаратов. Хотя в яркий солнечный день это может превратиться и в недостаток, когда на экране все бликует и отражается;
  • Минимальный набор настроек. Для любителей это несомненный плюс. Не нужно разбираться в многочисленных настройках фотокамеры;
  • Стоимость. Зеркальный фотоаппарат с набором объективов зачастую стоит дороже мобильного устройства. Если, конечно, речь не идет о телефоне из топ сегмента АА-брендов.

Минусы

Однако качественные профессиональные кадры трудно получить даже на тройную камеру.

Минусы мобильных фотокамер:

  • На сматрфон не сделать снимков, которые опубликуют в журнале или примут на фотовыставку. Хотя такое качество большинству пользователей не нужно. Как правило, фотографии, сделанные на смартфон, выкладывают в соцсети. Там большинство подписчиков просматривают их также с мобильных устройств. А значит, отменного качества и не требуется;
  • Чаще всего невозможность получить качественные фото при неудачных условиях. Например, когда недостаточно света, идет дождь или снег;
  • Отсутствие возможности менять оптику. Этот недостаток проявляется, когда хочется сделать фото в определенном жанре. В модулях смартфонов нет возможности использовать портретный, телеобъектив и другую сменную оптику. Стоит отметить, бывают исключения из правил в виде объективов-насадок. Но это редкость, дорогое удовольствие и не имеет большой популярности;
  • Невозможность делать профессиональные настройки. Камера смартфона не позволит провести ювелирную работу по настройке светосилы, экспозиции, цветопередачи. Все то, что позволяют делать ручные режимы в зеркальных фотокамерах;
  • Небольшой размер матрицы. В зеркальных фотоаппаратах они гораздо больше, что также влияет на качество. Позволяет лучше подавлять цифровые шумы, увеличивать светочувствительность без потери качества, дает больший динамический диапазон;
  • Более низкое качество автофокуса. В зеркальных фотоаппаратах автофокусировка точнее и быстрее, чем в камерах телефонов. А в нестандартных ситуациях можно фокусироваться вручную.

Тройная камера вполне может заменить компактный цифровой фотоаппарат. Но в сравнении с зеркальной фотокамерой проигрывает по многим пунктам. При этом стоит решить для себя, нужно ли вам профессиональное качество для семейных фотографий и постов в соцсетях.

В чем смысл тройного модуля

Технология использования в смартфонах тройных камер относительно нова. Для чего ее использовать, какие преимущества и недостатки у нее есть.

Все дело в размере…

Смартфон по определению должен быть тонким и мощным, иметь крепкий корпус и емкий аккумулятор. Совмещать все это, учитывая технические усовершенствования непросто. Чтобы сохранить мобильность и тонкий вид устройства, изобретатели придумывают различные хитрости.

Чтобы фотографии, сделанные на тройную камеру были качественными, в устройстве должны быть хорошая оптика и матрица. При внедрении в мобильное устройство телеобъектива, появляется возможность хорошего приближения объектов съемки. Однако становится меньше угол обзора и светосила. Если будет установлено большое отверстие диафрагмы (для увеличения светосилы), в ряде случаев будут возникать проблемы с фокусировкой.

Инженеры пытались использовать в телефонах объективы, которые можно было настраивать для различных условий съемки. Но такие мобильные устройства не стали популярными. Объектив был слишком большим. Из-за этого смартфон утолщался и был больше похож на цифровой фотоаппарат-мыльницу.

Со временем производители пришли к выводу, что проще устанавливать в мобильные устройства тройные камеры. Это 3 отдельных модуля, которые действуют в зависимости от условий съемки. Это дает больше возможностей, чем одна или 2 фотокамеры в смартфоне.

Обычная съемка, приближение/удаление и панорама в одном устройстве. В трех модулях камер используются похожие матрицы, но разная оптика. Один объектив предназначен для обычной съемки, второй – для приближения объектов (длиннофокусный), третий – для съемки панорам, так как наделен широким углом обзора (широкоугольный).

Возможность настройки диафрагмы

Чтобы регулировать количество света, попадающего на матрицу, необходимо настраивать открытие диафрагмы. Чем шире она открыта, тем больше света проникает в устройство. В фотоаппаратах используется лепестковая диафрагма. Для смартфона такая конструкция недоступна. Ее невозможно разместить в таком тонком и маленьком устройстве. К тому же она была бы ненадежной. В смартфонах удобнее использовать двухступенчатую диафрагму.

Тройная камера, наделенная оптикой с разными значениями диафрагмы, улучшает качество картинки. Она больше адаптирована к различным условиям освещения. Благодаря такой системе на фотографиях реже возникают пересветы или чрезмерные затемнения. При этом широкое отверстие диафрагмы в одном из модулей позволяет делать более четкие кадры даже при недостаточном освещении.

Тройная камера дает пользователям только преимущества по сравнению с одной или двумя фотокамерами, но не позволяет телефону стать заменой полу- профессиональной техники.

Производители смартфонов не устают удивлять пользователей, внося все больше улучшений в свои технические продукты. Тройная камера может показаться излишеством. Но только на первый взгляд. На самом деле это необходимость, которая улучшает качество снимков и еще на шаг приближает качество съемки на смартфон к профессиональной фотографии. Тройная камера – это 3 модуля, обладающие разными свойствами. Они действуют в зависимости от задач пользователя и условий съемки. Теперь можно добиваться еще более резких кадров, смело снимать при недостаточном освещении, использовать зум и панорамную съемку.

Какую функцию может выполнять третий «глазок камеры» на смартфоне

Камерой на смартфоне никого не удивишь. Более того, второй объектив на задней крышке становится стандартной практикой на последних моделях смартфонов. Однако есть модели, которые могут похвастать сразу тремя глазками для фотосъемки. За что может отвечать третий объектив и как им пользоваться, разберем в нашей статье.

Телеобъектив

Телеобъектив — это оптика, которая обладает большим коэффициентом увеличения. Обычно данный термин употребляют в профессиональной фотосъемке. В контексте мобильных устройств телеобъектив уместней называть оптическим зумом.

Обычно телеобъективы на смартфонах могут увеличивать объекты кратностью до 5Х. Таким зумом могут похвастать любительские бинокли.

На устройстве данный глазок, скорее всего, будет самым большим по диаметру. Это объясняется строением оптики, где крайнее стекло всегда является самым большим. Чаще всего такие телеобъективы устроены по принципу перископа и имеют изогнутую конструкцию по типу буквы «Г». Таким образом инженеры располагают набор линз и зеркал внутри телефона.

В 2019 году телеобъективы можно встретить на смартфонах марки OPPO и Asus.

Широкоугольный объектив

Еще одна нестандартная оптика, которая перекачивала с профессиональных фотоаппаратов. Данный объектив используют для получения более развернутой картинки. За счет строения линзы на матрицу попадает вытянутая искаженная проекция, которая захватывает широкий сектор съемки. Например, обычный объектив на телефоне снимает угол в 90-110 º . В случае съемки с помощью широкоугольного объектива данный параметр вырастает до 150 º .

На телефоне такая камера немного отличается от основных сенсоров. Она выглядит более выпуклой и может иметь больший диаметр, по сравнению с основным фотосенсором.

Черно-белый сенсор

Этот датчик-камера была впервые презентована компанией Huawei в 2016 году на смартфоне P9. Черно-белый сенсор улучшает детализацию фотографий, делает дополнительную фокусировку после съемки. По сути, он имитирует широко открытую диафрагму на камере.

Такое решение достигается за счет особого строения датчика. Он собирает в каждом отдельном пикселе весь световой спектр, а не отдельные его части (синий, красный или зеленый цвет). Получается, что каждая точка получает большее количество фотонов. За счет этого достигают лучшей чувствительности вкупе с развернутым динамическим диапазоном. Снимки с основной камеры и черно-белого сенсора совмещают, и получается более детализированная цветная картинка.

Датчик ночной съемки

Многие пользователи встречались с проблемой плохого качества снимков в режиме ночной съемки. Это происходит из-за низкой световой чувствительности основного сенсора. Он не способен улавливать большее количество фотонов, даже при выставлении «ночного режима» в настройках камеры.

Делать основную камеру более светосильной нет смысла. Так она может проиграть в показателях резкости. Поэтому производители ставят дополнительный сенсор, который может улавливать большее количество света.

В момент съемки фотографии с двух сенсоров совмещаются и получается один снимок, с приличной детализацией и нормальными цветовыми показателями.

Сенсор для анализа глубины

Этот сенсор ставят для определения глубины резкости на объекте. Проще говоря, он способен определять физическое расстояние до предмета съемки. С помощью этих данных делается корректировка резкости.

Сегодня существуют два вида датчиков глубины:

  1. Пассивного измерения. Дополнительный сенсор работает в паре с основной камерой. Построение стереопары происходит примерно по тем же принципам, что и в зрительном органе человека. За счет этого телефон распознает удаленность объекта съемки.
  2. Активного измерения. В этом случае используют инфракрасный спектр излучения, который «чувствует» глубину резкости намного острее и способен построить изображение даже в полной темноте.

Активные датчики глубины могут помочь пользователю построить необычное изображение в приложениях дополненной и виртуальной реальности на мобильных устройствах.

Тройные камеры в смартфонах — зачем нужны и как работают?

Как работают и зачем нужны тройные камеры в современных телефонах?

В 2018 году начался новый тренд среди смартфонов: производители добавили еще одну линзу к двум имеющимся, и теперь количество камер увеличилось до трех. Кроме основного модуля появился монохромный сенсор. Рассказываем, зачем он нужен.

  • Сенсор улучшает детализацию снимков на темных участках кадра. Еще сюда можно добавить оптическую стабилизацию.
  • Монохроматическая камера предлагает больше диагонального разрешения — для этого не используется фильтр Bayer, который размещается над пикселями сенсора в цветной камере.
  • Третий модуль — это трехкратный оптический зум. Он помогает делать снимки с гибридным приближением без потери качества и с хорошей глубиной резкости. Для этого используется камера с телеобъективом.
  • На смартфоне с тройной камерой можно делать снимки в портретном режиме. Это эффект боке, когда объект на фотографии находится в фокусе, а фон — размытый. Чтобы сделать такой снимок, одна камера фотографирует, а вторая — составляет карту глубины резкости текущего кадра.
  • Также в смартфонах с тремя камерами есть широкоугольный объектив, который используют в качестве дополнительной камеры. Например, она есть в iPhone 11. С помощью этого модуля можно запечатлеть красивый пейзаж, городскую панораму или закат на берегу океана.
  • Некоторые смартфоны с тройной камерой могут делать трехмерные фотографии. Они одновременно снимают сразу несколько картинок, а затем объединяют их в один общий коллаж.
  • Дополнительные камеры на смартфоне расширяют возможности по добавлению спецэффектов на снимки. Как пример, можно добавить имитацию студийного освещения — это поможет осветлить контуры лица. Есть эффект, который отделяет объект от фона — для этого мобильное устройство использует информацию с дополнительных камер.

Примеры смартфонов с тремя камерами

Рассмотрим популярные гаджеты с тремя камерами. Это нужно, чтобы понять, какие именно объективы используют производители мобильных устройств.

Первый пример — Huawei Mate 20 Pro.

  • Основной модуль камеры смартфона получил разрешение 40 Мп и объективом с апертурой f/1.8.
  • Второй модуль — разрешение на 8 Мп и телеобъектив (f/2.4) для трехкратного зума.
  • Третья камера — широкоугольный объектив с разрешением 20 Мп (f/2.2).

Второй пример — Oppo R17 Pro. Здесь тоже три камеры — они расположены на задней крышке.

  • Разрешение основной камеры — 24 Мп, объектив с апертурой f/1.7.
  • Второй модуль — с апертурой f/2.2 и разрешением 5 Мп — используется для размытия заднего фона. Об этом мы уже говорили — такой эффект называется боке.
  • Третья камера — «ширик» с углом обзора в 120 градусов для панорамных снимков. Разрешение — 8 Мп, апертура — f/2.4.

Конечно, нужно отметить iPhone 11 Pro — у флагманского устройства от Apple тоже три камеры:

  • Первый модуль — широкоугольная линза с разрешением 12 Мп и апертурой f/1.8 (основная камера). Также у гаджета есть ультраширокоугольная камера с апертурой f/2.4 и разрешением 12 Мп.
  • Так как у этой камеры фокусное расстояние меньше, чем у основной, она вмещает в кадр больше пространства. Это позволяет делать снимки маленьких объектов на фоне больших, например, человека возле большого здания. Ультраширокоугольная камера не обрезает верхушки здания.
  • Последняя камера — телеобъектив. Его разрешение составляет 12 Мп, а апертура — f/2.0. Это линза с увеличенным фокусным расстоянием. Камера используется для съемки портретов. Также телеобъектив отвечает за зум — при увеличении кадра качество фотографии не становится размытым или слишком пиксельным.

Вообще, важно понимать, что качество фотографий на смартфон зависит от огромного количества факторов, и количество модулей с размером мегапикселей — далеко не главные из них.

Тройные камеры в смартфонах: отличия, фишки и способы применения

18.10.2019 Срок действия акции истёк

Если прошлый 2018 стал годом широкоэкранных смартфонов с тонкими рамками, в 2019-м безусловный тренд коснулся камер. Их стало как никогда много — хороших и разных. У одних смартфонов всего две камеры, а у некоторых — четыре или даже пять. Зачем так много? Сейчас разберёмся.

Кто придумал объединить несколько камер?

Можно долго спорить над тем, какой смартфон первым обзавёлся двойной камерой, но идея пришла в мир гаджетов из… астрономии. В этой науке уже давно придумали, как использовать два и более телескопа для получения изображения объекта. Первые двойные камеры смартфонов чаще всего применяли для эффекта размытия фона, затем начали добавляться модули с зум-объективами,а с недавних пор компанию им составляют сверхширокоугольные компаньоны и специальные сенсоры для ночной съёмки. Возможно, это ещё не предел, и нам с вами с этим жить.

Размытие заднего фона

Чаще всего в смартфонах бюджетного сегмента предлагаются двойные камеры, рассчитанные на фотографирование с размытым фоном. Бывает уместно для портретов и съёмки мелких объектов. При выборе доступного смартфона с несколькими камерами главное — обращать внимание на разрешение дополнительного модуля, благо сегодня уже многие производители перестали экономить на этом параметре.

Пример размытия заднего фона на Apple iPhone 8 Plus

Дополнительная камера с оптическим зумом

Во многих смартфонов среднего и топового уровня вторая камера обладает вдвое увеличенным фокусным расстоянием. Получается честное оптическое увеличение, которое позволяет приближать объекты без потери качества. Так, iPhone 11 Pro и Samsung Galaxy S10 получили двухкратный оптический зум, Honor 20 Pro трекратный, а Huawei P30 Pro — пятикратный.

Пример двухкратного оптического зума на Apple iPhone 8 Plus. Первый снимок сделан на основную камеру, второй на телеобъектив.

Сверхширокий угол съёмки

Такие камеры пришли в смартфоны прямиком из сегмента экшн-камер, где важно фиксировать каждую малейшую деталь во время экстрима и передать натурализм бинокулярного взгляда человека. Сверхшироким называют угол зрения свыше 120°, и эти модули стали отличительной чертой смартфонов 2019 года. Например, такие модули получила новая линейка iPhone 11. Плюсы широкого угла съёмки вполне очевидны, ну а к минусам стоит отнести геометрические искажения объектов — это неизбежно.

Пример съемки на «ширик» Honor 20 Pro. Первый снимок на основную камеру, второй — на широкоугольный модуль.

А где больше всего камер и важно ли это?

По состоянию на сентябрь 2019 года абсолютный лидер по числу камер с одной стороны корпуса — Nokia 9 PureView. Целых пять сенсоров на 12 Мп, два из которых цветные, а остальные — монохромные. Этот камерный отряд был призван достичь новых вершин искусства в мобильной фотографии и предложить лучшее качество съёмки, но в реальности всё оказалось не так красочно. В народе аппарат получил прозвище Паучий Глаз, а флагманы Huawei и Samsung выдают результат лучше, несмотря на меньшее количество камер. Так что количество здесь не оказывает прямого влияния на качество.

Какие еще модули ставят в смартфоны

Золотым стандартом 2019 года стала система из трех основных камер, в которую входит основной модуль, сверхширокоугольный и телеобъектив с оптическим зумом. Таким набором обладают, например, Apple iPhone 11 Pro и Samsung Galaxy S10.

Однако помимо этих трех камер, производители все чаще стали ставить четвертые модули. Так, в Samsung Galaxy Note10+ и Huawei P30 Pro установлен дополнительный TOF-сенсор, который позволяет точно измерить расстояние до объекта.

В Honor 20 Pro и Redmi Note 8 Pro в качестве четвертого модуля поставили макро-объектив. С его помощью можно делать красивые снимки с близкого расстояния.

Чем больше, тем лучше? Зачем телефону три камеры

13 сентября 2016

Этой зимой глава Apple Тим Кук стал фигурантом забавной истории. Он опубликовал в своём твиттере фотографию с какого-то спортивного матча, сделанную, очевидно, на iPhone 6, очевидно, под впечатлением от игры и, по всей видимости, долго не раздумывая. Так что снимок оказался… ужасным: смазанным, шумным, тусклым, ну, знаете, как это часто бывает с телефонами. И читатели среагировали ожидаемо: «подарите ему кто-нибудь последний Samsung Galaxy или LG!». А Кук обиделся и свой пост удалил.

Правильней ему, наверное, было бы отшутиться, но он ответил тоже достойно — хоть и полгода спустя. В представленном на днях iPhone 7, а точнее, старшей модели семейства, 7 Plus, главным новшеством стало даже не отсутствие многострадального джека, а новая камера. Apple осталась верна традиции: применённые ею решения в принципе уже реализованы другими производителями, так что она не пионер. Но как это часто бывает, только одобрение Apple возвещает начало новой тенденции. В данном случае — нового витка эволюции цифровых камер.

Теперь чем их больше, тем лучше!

Знаете, в чём главная проблема камеры в мобильнике? В нехватке места. Невозможно втиснуть в габариты телефона оптику, которая бы собирала достаточно света и/или могла значительно менять свои параметры (грубо говоря, сильно смещать линзы вдоль оси зрения). Это и всегда было одной из главных задач в оптике (чтобы представить, на какие жертвы шёл человек ради света, лучше даже посмотреть не историю фотографии, а историю телескопостроения). Но с уничтожением фотоаппарата как отдельного устройства, с заменой его смартфоном, задача усложнилась на порядок!

Толщина смартфона давно уже измеряется единицами миллиметров. И именно поэтому объективы мобильных фотокамер такие микроскопические. Поскольку не существует прозрачных для видимого света материалов, способных преломлять свет радикально сильней, чем это делает стекло, не получится и выточить большую линзу, которая бы фокусировала лучи на столь малом расстоянии. Та же беда с изменяемыми параметрами. Автофокус требует лишь незначительного смещения некоторых линз, но чтобы получить «зум», нужны не просто сложные многолинзовые конструкции, а значительное перемещение частей. И на это снова не хватает места.

Абсолютно все недостатки мобильных камер, которые мы сегодня имеем — неумение работать в темноте, неумение менять глубину резкости («боке»: одни предметы выглядят чётко, другие размываются), неумение сделать оптический (то есть без потери качества) «зум» — прямо вытекают отсюда. И никакими цифровыми ухищрениями их полностью не компенсируешь. Хорошо, конечно, когда у вас фотосенсор ультравысокого разрешения — можно вырезать из фотографии куски, имитируя «зум», однако света по-прежнему собирается мало.

Так что же, тупик? Но тут-то и родилась идея: если нельзя сделать одну большую камеру, почему не изготовить несколько маленьких, работающих в параллель?

Идея хитрая и требует для своего воплощения значительной цифровой постобработки — но, к счастью, мы живём в цифровую эпоху! Поэтому давайте поставим на смартфон не одну, а две сонаправленных камеры. И можно не одинаковых, а с разным фокусным расстоянием: та, у которой фокус короче, даст нам широкоугольное видение, а другая станет «телевиком», с узким полем зрения, зато большим увеличением. Теперь синхронно делаем снимки и совмещаем две картинки в одну. Чем это лучше?

Во-первых, мы соберём таким образом вдвое больше света. Во-вторых, получим возможность точно оценить расстояние до объектов в кадре (у нас ведь по сути стереопара, особенно, если разнести камеры подальше). В-третьих, сможем получить два варианта кадра с разной глубиной резкости без потери качества, плюс бесчисленное множество промежуточных цифровых аппроксимаций, то есть сделать почти настоящий «зум». Наконец, в-четвёртых, получим более широкий динамический диапазон: попросту, на снимке будут различимы и самые тёмные, и самые светлые детали.

Работает iPhone 7 Plus.

Как видите, преимуществ слишком много, чтобы не попробовать идею реализовать. И она была реализована конечно. Уже в начале 2016-го на рынке появились минимум два «двухкамерных» продукта: LG G5 и Huawei P9. Оптические схемы у них разные (в P9, например, одна камера чёрно-белая), но принцип общий: и там и там информация с двух камер совмещается в одном кадре для улучшения его качества. И результат, в общем, согласуется с теорией: такие устройства реально лучше ведут себя в условиях недостаточной освещённости и дают лучшую детализацию.

Apple пошла ещё дальше. Благодаря мощному сопроцессору (будто бы использующему элементы ИИ), iPhone 7 Plus в полной мере использует возможности стереопары: оценивает расстояние, распознаёт объекты и может почти без потери качества управлять глубиной резкости. Вот для примера два спортивных репортажа, только что отснятых на 7 Plus.

Что дальше? В принципе ничто не мешает тенденцию геометрически продолжить — и такая попытка тоже уже предпринята. Это гаджет Light L16 — суть, выполненная в виде самостоятельного устройства фотокамера нового поколения. В основе Android, есть беспроводная связь, но вот вместо одного обычного объектива здесь 16 маленьких — с разными параметрами, да ещё и размещённых нетривиально (перпендикулярно оси зрения).

Смотрится это загадочно и футуристично, но и результат впечатляет: на выходе — комбинированный снимок в полста мегапикселей, который можно рассматривать как целиком, так и обрабатывать без потери качества необыкновенным образом: в широких пределах варьировать глубину резкости, «наплывать» и удаляться (всё это после съёмки!), пользоваться огромным количеством собранного света (тут L16 уже близка к профессиональным фотоаппаратам). Стоит это чудо, правда, за тысячу долларов и всё распродано до 2017-го, но технологию уже лицензировала Foxconn, намеренная выпускать собственные продукты. Так что цена, конечно, упадёт и сильно.

Но найдут ли мультикам-системы отклик в сердцах покупателей? Не факт. Вспомните Lytro, которая, несмотря на всю свою инновационность и перспективы, «не пошла». И тем не менее лично я верю, что несколько сонаправленных камер на смартфонах всё-таки станут нормой. Очень уж сильно и легко (ведь совершенно без усилий со стороны пользователя, а равно и без последствий!) они меняют массовую фотографию.