Какой графический ускоритель лучше для смартфона?

Какие из новых видеоускорителей на Андроид самые лучшие?

Когда вы выбираете смартфон или планшет на Андроид и ориентируетесь на их мощность, такая составляющая как графический процессор обязательно имеет значение. Прежде всего, это связано с тем, что от него зависит — насколько хорошо устройство справляется с отображением графики, воспроизводит видео и игры.

Как бы ни было, даже если вы не являетесь геймером, но хотите чтобы на экране была красочная картинка и графика отображалась плавно, стоит обратить пристальное внимание на видеоускоритель.

А мы рассмотрим, что он представляет собой и узнаем, какой видеоускоритель является лучим на Андроид по итогам тестов этого года.

Видеоускоритель очень сильно влияет на производительность в играх

Что такое видеоускоритель?

Он используется на мобильных устройствах для обеспечения графики, цветов и текстур, облегчает работу основному процессору, в то время как тот занимается механикой игры или другими операциями.

Уточним, что если на персональных компьютерах и ноутбуках эти две составляющие чаще всего представляют собой отдельные детали, то в случае с мобильными устройствами они устанавливаются вместе. Поэтому при выборе гаджета стоит ориентироваться на связку основного и графического процессора, взвешивая возможности каждого из них.

Какие есть видеоускорители?

Их производством занимаются многие бренды, но самыми известными и востребованными, а также проверенными, являются Qualcomm и MediaTek, постоянно конкурирующие между собой. Какие ещё производители выпускают такие детали? Помимо них, разработкой комплектующих для графики занимаются Intel и Nvidia, но их модели не пользуются очень высоким спросом именно в мобильных устройствах из-за дороговизны и не такой хорошей приспособленности к другим составляющим смартфонов или планшетов. Поэтому они пока не попадают в высшие позиции рейтингов по чипам для Андроид.

Продукция от Qualcomm обладает отличным качеством, а линейка Snapdragon поставляется в топовые гаджеты. Бренд MediaTek тоже не уступает конкуренту, но берёт не только качеством, а и доступной ценой, поставляя свои видеоускорители в большинство недорогих моделей, в том числе, Lenovo.

А теперь можно перейти к рассмотрению непосредственно рейтинга самых мощных графических адаптеров, которые были выпущены и поставлялись в планшеты или смартфоны в прошлом и текущем году.

Лучшие видеоускорители

На основе тестов бенчмарка AnTuTu, тройка лучших ускорителей на Андроид сейчас выглядит так:

  • Qualcomm Snapdragon. Этот чип был представлен ещё в прошлом году и безоговорочно занял первую позицию по производительности. Он пришёл на смену процессору с индексом 810. Поставляется самый мощный видеоускоритель в такие модели, как Xiaomi Mi5, Sony Experia X, LG G5, так что если хотите получить высокую производительность в играх — выбирайте эти модели.
  • Сразу же после него (если не упоминать чип от Apple, который устанавливается только в продукции этой марки) разместился Exynos 8890 с ускорителем Mali-T880MP. Сегодня он присутствует только в Samsung Galaxy S7.
  • Тройку лучших чипов закрывает процессор от той же компании Qualcomm Snapdragon 810, уже упоминавшийся в списке — он вытеснил нашумевший Kirin 950, который сначала был в топе, но сейчас показывает куда более скромные результаты в тестах.

Дальнейший рейтинг мобильных видеоускорителей для Андроид выглядит таким образом:

  • Exynos 7420.
  • Qualcomm Snapdragon 805.
  • Kirin 950.
  • Qualcomm Snapdragon 808 и Snapdragon 652 — из всех моделей, где поставляется второй видеоускоритель, самой востребованной стала Samsung Galaxy A

Кстати, последние два представителя рейтинга процессоров не слишком отстают от чипа Kirin 950, и это притом, что они считаются оптимальными решениями для средних, а не топовых устройств.

  • Qualcomm Snapdragon 650 — новый чип, выпущенный в 2016 году. Увидеть его можно в новинке от Xiaomi — в модели Redmi Note 3 Pro.
  • И напоследок можно упомянуть о Intel Atom Z3795 — он занимает уверенное 10-е место рейтинга, но, как уже писалось ранее, детали этого бренда пока не так востребованы в мобильных устройствах.

Теперь вы знаете, какой или какие видеоускорители являются самыми мощными на устройствах Андроид. Подводя итоги, можно уверенно сказать, что лидирующие позиции в сфере графических процессоров занимает компания Qualcomm, поэтому именно на её продукты стоит смело ориентироваться при выборе смартфона или планшета.

Графические ускорители ARM: Adreno, GeForce ULP, PowerVR и другие

Современные смартфоны и планшетные ПК просто-таки нельзя представить без графического ускорителя, который входит в состав однокристальной системы (system-on-a-chip). Сейчас графическое ядро требуется не только для запуска трехмерных игр, но и для прорисовки интерфейса операционной системы и воспроизведения видео сверхвысокого разрешения (4K).

Первопроходец Intel

В начале 2000-х мобильные телефоны и КПК обрабатывали графику в играх исключительно с помощью центрального процессора. При этом картинка в играх была предельно примитивной. Лед тронулся в 2006 году, когда компания Intel представила мобильное графическое ядро 2700G с производительностью на уровне игровой консоли Sony PlayStation One. Правда, операционные системы Windows Mobile и Symbian не смогли наполную раскрыть его потенциал.

Dell X50v – КПК с графическим ускорителем Intel 2700G

Мобильные графические ускорители стали эффективно использоваться лишь с выходом Apple iPhone и Android-смартфонов. Так, первое поколение iPhone строилось на базе процессора Samsung ARM 1176JZ(F)-S с графикой Mbx lite (от компании Imagination Technologies). Первым же графическим ядром для Android стало Adreno 130, о котором речь пойдет чуть ниже.

Qualcomm Adreno

В 2005 году компания Qualcomm, до этого занимавшаяся исключительно оборудованием для сотовых сетей, получила у ARM Limited лицензию на производство и, что важнее всего, модификацию процессоров архитектуры ARM. Несколько лет у нее ушло на разработку собственной архитектуры под названием Scorpion (набор инструкций ARMv7) и внедрение энергоэффективного графического ускорителя ATI Imageon.

В 2008 году в продажу поступил WindowsMobile-коммуникатор HTC Touch Diamond с процессором Qualcomm MSM7201A и графикой Adreno 130 (переименованная ATI Imageon). А вскоре мир увидел первый Android-смартфон – HTC Dream (операторское название T-Mobile G1) с точно такой же однокристальной системой. Окрыленная успехом на рынке Android, компания Qualcomm выкупила подразделение мобильной графики AMD.

Современная графика Qualcomm представлена как бюджетными моделями (Adreno 203, 205 и 305), так и настоящими 3D-монстрами (Adreno 320, 330 и 420). В отличие от родоначальницы Adreno 130, в которой применялась устаревшая конвейерная архитектура с фиксированными функциями блоков, современная графика Qualcomm строится на унифицированной шейдерной архитектуре. Исключением стала лишь Adreno 205 с VLIW-архитектурой.

NVIDIA GeForce ULP

Компания NVIDIA, многолетний лидер индустрии компьютерной графики, не могла долго оставаться в стороне быстрорастущего рынка мобильных гаджетов. И если первое поколение чипов NVIDIA Tegra нигде кроме медиаплеера Microsoft Zune HD не применялось, то второе поколение произвело настоящий фурор. Так, LG Optimus 2X на базе Tegra 2 стал первым в мире двухъядерным Android-смартфоном. Да и львиная доля модельного ряда Android-планшетов 2011 года строились именно на втором поколении Tegra. Мобильное графическое ядро Tegra 2 получило 8 ядер и громогласное имя GeForce ULP.

В третьем поколении однокристальных систем NVIDIA число ядер графики увеличилось до 12, а в четвертом – до 72 штук. Настоящим же откровением стал анонс чипа Tegra K1 с графикой аж на 192 ядра и, что важнее всего, взрослой архитектурой Kepler. Наконец-то появилась возможность сравнивать смартфонно-планшетную графику NVIDIA с ее же видеокартами для ПК. Если не делать поправку на невысокую частоту графического ядра и видеопамяти Tegra K1, то можно предположить, что она всего лишь вдвое медленнее ноутбучной NVIDIA GeForce 740M (384 ядра Kepler).

Imagination PowerVR

Несмотря на сильные рыночные позиции Qualcomm и авторитет NVIDIA, именно мобильная графика PowerVR от компании Imagination Technologies является самой распространенной в мире. По некоторым данным, ее доля достигает 50 процентов рынка. Впрочем, оно и не странно, ведь графику PowerVR применяют в своих однокристальных системах сразу несколько крупных производителей.

Так, графические ускорители PowerVR SGX 531 и SGX 544MP в своих ARM-процессорах использует компания MediaTek. Модель PowerVR SGX 545 вполне себе неплохо подружилась с процессорными ядрами х86 в чипах Intel Atom. Нельзя забывать и про портативную игровую консоль Sony PlayStation Vita с графикой PowerVR SGX 543MP4+.

Приоритетным же заказчиком для Imagination остается компания Apple. Именно ей Imagination предоставляет право первыми использовать свои новейшие разработки. Так было в 2011 году с PowerVR SGX 543MP2 с двумя кластерами ядер (для iPad 2 и iPhone 4S), точно также произошло в прошлом году с PowerVR G6430 с уже четырьмя кластерами (для iPad Air, iPad mini 2gen и iPhone 5S).

А ведь в арсенале Imagination имеется еще более мощная графика – PowerVR GX6650 с 192 ядрами, как у NVIDIA Tegra K1. Так почему же качество картинки в мобильных играх так медленно двигается вперед? Об этом мы тоже расскажем ниже.

ARM Mali

Британская компания ARM Limited, которая в 1980-х и придумала одноименную процессорную архитектуру, проектирует не только процессорные, но и графические ядра. А ее партнеры сами решают, лицензировать только первое, или еще и второе. Пробой пера для ARM Limited стала графика Mali 55, которая применялась в мобильном телефоне LG Renoir не столько для игр, сколько для плавности анимации меню.

Первым же полноценным ускорителем 3D-графики ARM Limited был Mali-200, которого со временем заменил мультикластерный Mali-400MP. Новым витком эволюции стала графика Mali-T604 (почти вдвое быстрее Mali-400MP), первым устройством на базе которой стал планшет Google Nexus 10.

Противостоять же графическим флагманам 2014 года – Adreno 420, Tegra K1 и PowerVR G6650 – будет ARM Mali-T760, способный построить до 1,4 млрд. треугольников в секунду. Кроме того, Mali-T760 поддерживает актуальные графические технологии OpenGL ES 3.0 и DirectX 11, а также параллельные вычисления OpenCL.

Сравнить несравнимое

Противопоставлять друг другу два мобильных графических ускорителя – дело неблагодарное. Меньше всего стоит доверять показателям бенчмарков, так как они выдают суммарную оценку процессора и интегрированной графики. Некоторые однокристальные системы содержат мощные процессорные ядра и при этом слабый графический ускоритель, тогда как в других наоборот перевешивает графика.

Лучший же способ сравнить два мобильных графических ядра – детально рассмотреть их архитектуру. В качестве примера возьмем три широко известные модели: Qualcomm Adreno 220 (из чипа Snapdragon S3), NVIDIA GeForce ULP (из Tegra 2) и Imagination PowerVR SGX 543MP2 (из Apple A5). Так, графика Adreno 220 содержит 8 унифицированных шейдеров, работающих по-умолчанию на частоте 266 МГц, а ее производительность оценивается в 17 GLOPS.

Конкурирующая же NVIDIA GeForce ULP версии Tegra 2 также имеет 8 шейдеров, но в отличие от Adreno они не унифицированные. Четыре шейдера являются пиксельными и еще четыре вертексными. Стандартная частота ядра GeForce ULP равняется 300 МГц. Пиковая производительность Tegra 2 составляет 5,6 GLOPS. Существенное отставание в производительности от Adreno 220 при в целом-то схожем количестве шейдеров вызвано меньшем количеством инструкций, обрабатываемых за такт.

Qualcomm Adreno 220

NVIDIA GeForce ULP (версия из Tegra 2)

Imagination PowerVR SGX 543MP2

С фиксированными функциями блоков

С фиксированными функциями блоков

Отдельно стоит поговорить про графику Imagination PowerVR SGX 543MP2, которую часто ошибочно называют «двухъядерной». На самом же деле, приставка MP2 в названии подразумевает наличие двух кластеров ядер. Каждый кластер у SGX 543MP2 содержит 4 пиксельных шейдера и 2 вертексных. То есть суммарное количество шейдеров у SGX 543MP2 равно 12 (8+4), начальная рабочая частота – 200 МГц, а быстродействие – 14,4 GFLOPS.

Унифицированная шейдерная архитектура является куда более современной, чем фиксированная. К примеру, современные видеокарты для ПК содержат большое количество унифицированных шейдеров (больше тысячи) и значительно меньше фиксированных (меньше сотни). Быстродействие же в играх зависит в первую очередь от того, на какую архитектуру ориентировался разработчик, то есть от оптимизации.

А еще от смартфона к смартфону может отличаться частота оперативной памяти, часть которой, как известно, одалживает интегрированная графика. Именно ОЗУ с низкой пропускной способность может стать узким горлышком графической подсистемы, что выльется в низкие оценки бенчмарка.

Похорошела ли графика в играх?

Если сравнивать мобильные игры пятилетний давности и современные, то разница в качестве картинки будет, как говорится, на лицо. Но если учитывать многократный прирост производительности ARM-процессоров и интегрированных в них графических ускорителей, то картинка явно похорошела недостаточно сильно.

Несколько лет назад дать толчок развитию графики в мобильных играх, якобы, пыталась компания NVIDIA. Так, зомби-шутер Dead Trigger на смартфонах и планшетах с чипом Tegra 3 работал с расширенными опциями графики: лучами света, тенями, металлическим блеском и дымкой. Правда, очень скоро выяснилось, что для всего этого мощная графика GeForce ULP вовсе не требуется, а достаточно с помощью root-прав отредактировать конфигурационный файл игры.

Среда разработки Unity

Впрочем, винить во всех бедах производителей ARM-чипов и, тем более, компании Google и Apple не стоит. Прогресс качества картинки тормозят в первую очередь разработчики игр. Продавая свои творения по доллару-два, они не готовы инвестировать сотни тысяч в разработку собственного графического движка. Луч надежды загорелся лишь с появлением кроссплатформенного движка Unity. Хочется верить, что уже в этом году появятся игры с по-настоящему красивой и реалистичной картинкой.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Актуальные мобильные процессоры 2021 года: средний сегмент

Константин Иванов

На вопрос, что является наиболее важным компонентом современного смартфона, практически кто угодно даст ответ: это мобильный процессор (или мобильный SoC). Цель этого обзора проста – дать представление об актуальных мобильных процессорах среднего уровня, доступных в настоящее время для смартфонов 2021 года.

Актуальные процессоры среднего сегмента от Qualcomm

Линейка мобильных процессоров Qualcomm среднего уровня в целом делится на две «серии». В то время как серия Snapdragon 7 предназначена для верхнего среднего сегмента, серия Snapdragon 6 ориентирована на покупателей, которые ищут более выгодные за свои деньги смартфоны стоимостью менее 300 долларов.

Давайте посмотрим на линейку мобильных процессоров Snapdragon 7-й и 6-й серий 2021 года.

Серия Snapdragon 7

Snapdragon 780G

По состоянию на май 2021 года Qualcomm Snapdragon 780G является самым мощным процессором 7-й серии от Qualcomm. Основанный на энергоэффективном техпроцессе 5 нм, Snapdragon 780G позиционируется как перспективный мобильный процессор с поддержкой 5G, а также как сетей mmWave, так и sub-6 ГГц.

780G имеет комплектующие почти флагманского уровня и оснащен четырьмя ядрами Arm Cortex-A78 (одно из которых имеет более высокую предельную частоту) и четырьмя энергоэффективными ядрами Cortex-A55. Что касается графики, Snapdragon 780G использует собственный графический процессор Qualcomm Adreno 642, который обеспечивает производительность, эквивалентную флагманам прошлых лет (например, Snapdragon 855).

Qualcomm Snapdragon 780G 5G является самым мощным мобильным процессором среднего уровня от Qualcomm

Поскольку это совершенно новый чипсет, большинство компаний еще не выпустили смартфоны на его основе – здесь можно указать только Xiaomi Mi 11 Lite.

Snapdragon 768G/765/765G

Троица представителей серии Snapdragon 76X располагается чуть ниже 780G, и все эти чипсеты были выпущены в 2020 году. Все они практически идентичны с точки зрения спецификаций и различаются только тактовой частотой основных и графических ядер. Snapdragon 765 – самый «медленный» из всех, в то время как 765G получил основной процессор и графическую подсистему с более высокой тактовой частотой. Самым новым является 768G, который представляет собой разогнанный вариант 765G.

Vivo X51 5G вышел на Qualcomm Snapdragon 765

Смартфоны на Qualcomm Snapdragon 765: Vivo X50 Pro, OnePlus Nord, LG Wing, Google Pixel 5, Motorola Moto Edge.

Snapdragon 750G

Анонсированный в сентябре 2020 года Snapdragon 750G входит в число новых чипсетов Qualcomm среднего уровня. Хотя Qualcomm позиционирует 750G ниже серии Snapdragon 76X, по большинству аспектов 750G предлагает большую производительность, чем более старая серия 765. Стоит ли лишний раз говорить, что Qualcomm нужно пересмотреть свою систему нейминга и не вводить людей в заблуждение?

Смартфоны на Qualcomm Snapdragon 750G: Motorola Moto G 5G, Xiaomi Mi 10T Lite (Mi 10i), Samsung Galaxy A42.

Серия Snapdragon 730 (730, 730G, 732G)

Серия Snapdragon 730 в настоящее время включает три очень близких процессора – Snapdragon 730, 730G и 732G. Все три SoC основаны на 8-нм техпроцессе и используют ядра Kryo 470 и графику Adreno 618. Единственное различие заключается в тактовой частоте CPU/GPU. Очевидно, что не стоит ожидать большой разницы в производительности между 730 и 732G.

Смартфоны на Qualcomm Snapdragon 730-й серии: Motorola G40 Fusion, Motorola G60, Xiaomi Redmi Note 10 Pro, Poco X3.

Snapdragon 710, 712 и 720G

Эти три чипа относительно старые и в настоящее время в основном используются в бюджетных устройствах начального уровня. Анонсированный в 2018 году SD 710 представляет собой 10-нм чипсет, который получил архитектуру Kryo 360 и графический процессор Adreno 616. Snapdragon 712 – это небольшое обновление 710-го. Что касается Snapdragon 720G, это относительно новый SoC, который был анонсирован в начале 2020 года. Он основан на 8-нм техпроцессе и использует ядра Kryo 465 и графику Adreno 618.

Realme 8 Pro с процессором Qualcomm Snapdragon 720G на борту

Смартфоны на Snapdragon 720G: Realme 8 Pro, Samsung Galaxy A52, Xiaomi Redmi Note 9 Pro.

Серия Snapdragon 600

По мере того, как мы продвигаемся вниз по списку, возрастает количество моделей, а их номера сбивают с толку. Поскольку мы говорим о чипсетах 2021 года, мы целенаправленно не включаем более старые чипы серии Snapdragon 6 и сосредотачиваемся на тех, которые сегодня наиболее широко используются в бюджетных смартфонах и устройствах среднего сегмента.

Snapdragon 690

Qualcomm Snapdragon 690 на данный момент является самым мощным мобильным процессором 6-й серии от Qualcomm. Он также может похвастаться несколькими новшествами, в том числе тем фактом, что это первый процессор с поддержкой 5G из серии 6 (хотя и без поддержки миллиметрового диапазона). Фактически, с точки зрения возможностей он ближе к серии Snapdragon 7, чем к своим аналогам 6-й серии. Этот чипсет также основан на 8-нм техпроцессе и оснащен графическим процессором Adreno 619L.

OnePlus Nord N10 был одним из первых со Snapdragon 690 на борту

Смартфоны на Snapdragon 690: OnePlus Nord N10.

Snapdragon 675/ 670/678

Чипсеты Snapdragon 675 и 670 довольно старые (анонсированы в 2018 году), но мы включили их сюда, потому что они продолжают использоваться на относительно новых смартфонах. А вот Snapdragon 678 является довольно новым и был анонсирован в декабре 2020 года. Ожидается, что в 2021 году несколько бюджетных моделей будут оснащены этим чипом с 11-нм техпроцессом.

Смартфоны на Snapdragon 678: Xiaomi Redmi Note 10, Moto G Stylus 2021.

Snapdragon 662

Snapdragon 662, выпущенный в январе 2020 года, представляет собой модифицированную версию своего предшественника Snapdragon 660 2017 года. Его отличают ядра Kryo 260, графика Adreno 610 и 11-нм техпроцесс.

Poco M3 – хороший смартфон, к тому же на Snapdragon 662

Актуальные процессоры среднего сегмента от MediaTek

Линейка процессоров среднего уровня MediaTek такая же обширная (и запутанная), как и у Qualcomm. Однако недавно компания представила серию Dimensity, которая нацелена на верх среднего сегмента и на флагманы. Таким образом, в обозримом будущем можно ожидать, что все телефоны среднего уровня на базе процессоров MediaTek будут иметь чипы под брендом Dimensity.

За ними по производительности следуют чипсеты серий Helio P и Helio G. Линейка Helio G позиционируется как игровая и получает более производительную графическую подсистему. MediaTek нередко практикует доработку графического процессора в чипсете Helio P, после чего выпускает «новый» чипсет серии Helio G. Большинство смартфонов с чипами Helio G и Helio P теперь относятся к бюджетным устройствам, поэтому мы включили в этот список только новые SoC из линейки Dimensity для устройств среднего класса.

Давайте кратко рассмотрим некоторые из новейших чипсетов MediaTek, на которые стоит обратить внимание при покупке телефона в 2021 году.

Серия MediaTek Dimensity 1000

Серия MediaTek Dimensity 1000 начиналась как флагманская для компании в 2020 году. Однако через год, с появлением нового чипа Dimensity 1200, более старый Dimensity 1000 получил роль высокопроизводительного процессора среднего уровня.

Dimensity 1000 основан на 7-нм техпроцессе и имеет четыре «больших» ядра Cortex-A77 и четыре ядра Cortex-A55 с низким энергопотреблением. Другие представители семейства Dimensity 1000 – это более новый Dimensity 1100 и вышеупомянутый Dimensity 1200, который MediaTek продвигает как флагманский процессор.

Смартфоны на Dimensity 1000: Realme X7 Pro, Oppo Reno 5 Pro.

Серия MediaTek Dimensity 800

В настоящее время в линейку Dimensity 800 входят три чипсета, это Dimensity 800, Dimensity 800U и Dimensity 820. Они практически идентичны с точки зрения характеристик и имеют незначительные различия по тактовой частоте процессора и графики.

Все три чипа основаны на техпроцессе 7 нм, а также имеют поддержку 5G. Все три чипсета линейки Dimensity 800 будут неплохим выбором при покупке смартфона в 2021 году.

Realme X7 с Dimensity 800U на борту

Смартфоны на MediaTek Dimensity 800: Realme X7, Xiaomi Redmi Note 9T.

Серия MediaTek Dimensity 700

Чуть ниже в иерархии стоят чипы линейки Dimensity 700. Она довольно немногочисленна и состоит из Dimensity 700 и Dimensity 720. Опять же, характеристики этих SoC очень похожи, и не стоит ожидать разницы между ними с точки зрения производительности.

Оба чипсета основаны на 7-нм техпроцессе. Изюминкой линейки Dimensity 700 является то, что эти чипсеты используют мощные ядра Cortex A76, которые использовались во флагманских SoC прошлых лет.

Смартфоны на MediaTek Dimensity 700: Xiaomi Redmi Note 10 5G, Oppo A53s, Realme 8 5G.

Актуальные процессоры среднего сегмента от Samsung

Переходим к Samsung. Большинство чипсетов среднего уровня используются в собственных устройствах компании соответствующего сегмента. Однако встречаются чипсеты Exynos и в устройствах других производителей.

На сегодняшний день к среднему уровню чипсетов от Samsung, которые имеет смысл рассматривать, относятся Exynos 980, Exynos 1080 и Exynos 880. Samsung также продолжает использовать свои чипсеты более старой серии Exynos 9XXX в более доступных устройствах среднего сегмента.

Exynos 980

Exynos 980 основан на 8-нм процессе FinFET и имеет восемь ядер – два высокопроизводительных ядра Cortex-A77 и шесть энергоэффективных ядер Cortex-A55. Они работают в паре с графическим процессором Mali-G76 MP5. Также это первый процессор среднего уровня с поддержкой 5G от Samsung.

Смартфоны на Exynos 980: Samsung Galaxy A71 5G, Samsung Galaxy A51 5G, Vivo X30.

Exynos 1080

В настоящее время самым топовым чипсетом среднего уровня от Samsung, несомненно, является Exynos 1080. Он основан на 5-нм техпроцессе и имеет трехкластерный дизайн ядра процессора Cortex-A78 и графический процессор Mali-G78 MP10. Он поддерживает 5G в том числе миллиметрового диапазона, а также фотоматрицы, способные выдавать кадры с разрешением до 200 МП и максимальную частоту обновления экрана 144 Гц.

Смартфоны на Exynos 1080: Vivo X60.

Exynos 880

Samsung Galaxy 880 можно считать урезанной версией Exynos 980, он был выпущен через пару месяцев после анонса «старшего брата». Как и ожидалось от урезанного варианта, этот чип имеет более низкие тактовые частоты, чем Exynos 980, и поддерживает только экраны FHD +, в отличие от поддержки QHD + у Exynos 980. Он основан на том же 8-нм техпроцессе и поддерживает разрешение камеры до 64 МП.

Смартфоны на Exynos 880: Vivo Y51s, Vivo Y70s

Серия Exynos 9 (9609/9610/9611)

Переходим к серии Exynos 9. Три чипа, входящих в эту линейку, широко использовались на смартфонах Samsung в 2019-2020 гг. Exynos 9611 – пожалуй, самый распространенный из всех, и он был основным в смартфонах серий Galaxy M и Galaxy A, анонсированных в эти годы.

Однако в последнее время они были заменены более новыми чипами компании. А вам стоит избегать покупки смартфона, который работает на Exynos 9611 (или его производных).

Смартфон Samsung Galaxy M30s вышел на Exynos 9611

Смартфоны на Exynos 9611: Samsung Galaxy M31, Samsung Galaxy A51, Samsung Galaxy M30s.

Вы могли заметить, что в список не были включены процессоры среднего уровня от Huawei под брендом Kirin. Это связано с тем, что подразделение Huawei по производству чипсетов пострадало от американских санкций. Маловероятно, что в этом году мы увидим смартфоны Huawei среднего уровня. Даже если китайская компания действительно выпустит такие смартфоны, они останутся неполноценными для большинства некитайских рынков без поддержки сервисов Google.

В любом случае устройства среднего класса – это те смартфоны, которые в конечном итоге покупает большинство пользователей, а стало быть, трудно переоценить значимость чипсетов среднего уровня в портфеле любой компании. Такие модели лишены лоска своих флагманских собратьев, но выделяются тем, что предлагают отличную функциональность по привлекательной цене. И будущее смартфонов среднего уровня выглядит весьма радужным в свете того, что мы увидим развитие соответствующих процессоров, которые будут становиться все более совершенными, быстрыми и многофункциональными.

Какой графический ускоритель лучше для смартфона?

Сравниваем производительность процессоров и видеоускорителей разных компаний. Что лучше и в каких сценариях использования.

  • Qualcomm
  • Mediatek
  • Apple
  • Intel/Spreadtrum
  • Nvidia (Tegra)
  • Huawei (HiSilicon Kirin)
  • Samsung (Exynos)
  • Xiaomi
  • LG (Nuclun)
  • Rockchip
  • AllWinner
  • Mali
  • PowerVR
  • Adreno
  • Nvidia
  • Intel HD Graphics
  • Apple

Сообщение отредактировал montikov-d — 17.01.18, 19:30

Не такой уж и мощный, многие игры тяжелые тормозят, все таки mali не очень для игр, и эволюционировать они не собираются судя по всему. Ексинос очень шустрый в интерфейсе и экономичный, это его плюс.
На про7H x30 работает на всю, но у прошивок про7 есть пунктик в системе, бустить проц при запуске бенча
Пишу тут чтобы там оффтоп не плодить

Сообщение отредактировал montikov-d — 13.01.18, 19:40

montikov-d,
Вот даже как, не знал этого..
Мне по сути игры до фени, в те же танки всего пару раз играл, не затянула игра, не очень нравится, я больше там..шахматы, морской бой и все в этом же роде. Можно было бы и ПРО 6+ урезанный этот взять, ещё подумаю малость..

Странно другое, Х20 на моем МХ6 с графикой Мали Т 880 тянет танки на максимуме,специально тестировал, греется как зараза, но тянет, фпс ниже 37 не опускался за почти полтора часа игры. Х30 должен вообще летать, тем более графика как в айфонах стоит, хорошая

Отключен троллинг, разогнан проц, экран FHD.

Добавлено 13.01.2018, 19:52:

Appocull 999,

тянет это когда 60, +/-5 кадров

Добавлено 13.01.2018, 19:54:

Тут нюанс, там стоит повер, которого больше нигде нет, а apple уже с поверов на свою графику ушла, так что это больше не спасет)
Powervr g6200 да тащил, потому что он стоял в айфонах и под него все игры заточены были, но с х30 это уже не сработает

Я тоже не играю почти, я р6+ на 128 взял из за памяти а не проца)
Жаль что они сделали так, лучше бы они не выпускали про7/+ а остановились на р6+, и без урезанной версии, что многих оттолкнуло

Сообщение отредактировал montikov-d — 13.01.18, 19:56

montikov-d, snapback]69156150[/snapback] Appocull 999, .
тянет это когда 60, +/-5 кадров
С этим полностью согласен, но лагов в игре замеченно не было, шла вполне играбельно

Как считаешь, урезанный п6+ взять можно? Я тут задумался. привлекает дизайн, экран у него вроде как лучше чем у ПРО 7+, более насыщенный, плюс датчик сердечного ритма, три д пресс, и памать UFC 2.0.
Дело в том что хоть и заявлена в п7+ UFC 2.1, но результат тестов памяти показывает что в нем на самом деле стоит EMMc 5.1, если правильно написал, скорость чтения и все остальное раза в четыре ниже чем должно быть, смотрел в одном из обзоров п7+

А об относительно (3-4 летней давности) устаревших CPU/GPU здесь говорить можно?
Или только новье обсуждаете?

Сообщение отредактировал mkudritsky — 13.01.18, 20:15

Думаю можно, экраны думаю одинаковы, но р6+ более насыщенней откалиброван, это не сказал бы что хорошо, особенно для глаз)
Датчик пульса и 3D press честно только попробовал, обе функции бесполезны по мне)
Про память, думаю просто в мтк или мейзу кривые кодеры, но железно там UFC 2.1.
В лыжах тоже часто тесты скорости памяти показывают более низкие результаты чем аналоги от других фирм на той же памяти) Р6+ кстати по тестам памяти тоже не самый шустрый носитель UFC 2.0

По теперешней цене, p6+ идеал просто)

Добавлено 13.01.2018, 20:20:

Сообщение отредактировал montikov-d — 13.01.18, 20:22

I. Что-то многовато брэндов в стартовом посте!
По-моему сейчас остались только (CPU) Qualcomm, Apple, сильно потерявшая позиции MTK, Exynos, Kirin, и, пожалуй, все!
А среди графики все еще печальнее: Adreno и Mali. Ну и Apple, конечно. Нормальная игровая графика только у Adreno и у Apple.

II. Ну а теперь о своем опыте или как вырабатываются стереотипы. 🙂
Был у меня teXet X-Basic на MTK6572 (кстати, один из самых плохих процессоров даже у МТК) и потом появился Asus Zenfone 5 LTE на Snapdragon 400.
Могу сравнить по ряду характеристик, кроме игрушек (в игры не играю).
1. Скорость интерфейса. Думаю, что зависит не только от чипсета, но и от производителя.
Тем не менее — у Снапа интерфейс гораздо плавнее.

2. 3G (у MTK6572 нет 4G). У Снапа на мой взгляд 3G и быстрее, и, главное — устойчивее и надежнее. Особенно это заметно, когда в машине едешь и соты часто переключаются.
3. GPS. Тут Снап тоже однозначно впереди — быстрее и больше ловит, надежнее держит, точнее позиционирует.
Правда, у МТК есть палочка-выручалочка — файлы прогноза положения спутников EPO. Если файлы EPO свежие, то MTK часто ловит спутники не хуже Снапа.
Было даже несколько случаев: когда быстро едешь в машине, то Снап минут 20 не мог спутники поймать. А MTK со свежими EPO ловил довольно быстро!
И все же первенство здесь отдаю Снапу.
Примечание: я технологию GPS/GLONASS признаю только без Интернета!

4. WiFi. Почему-то у меня MTK6572 держит с роутером (GPON SERCOMM 6688) связь на скорости 60-67 Мбит/сек, а Снап — только до 45 Мбит/сек.
Тут преимущество неожиданно оказалось у MTK!
В принципе, это отставание никак субъективно не ощущается (в отличии, например, от 3G или от GPS, если не юзать EPO).
5. Нарыл еще одно преимущество MTK. Я люблю тестировать всякие компьютеры (в т.ч. и смартфоны-коммуникаторы) своими сложными в вычислительном плане программами на C/C++.
Запускаю программы в компиляторе c4droid. Расчет идет только на одном ядре.
Так вот, ядро MTK работает на частоте 1.3ГГц, а ядро Снапа-400 — на 1.2ГГц. Казалось бы, что одна и та же программа в одном и том же компиляторе с одними и теми же начальными данными на МТК должна считаться в 1.3/1.2=1.083 раза быстрее. Но на деле получается, что МТК считает примерно в 1.2 раза быстрее.
Получается, что ядро МТК быстрее, чем равное по тактовой частоте ядро Снапа?
Но на самом деле этот факт тоже неосязаем рядовым юзером.

6. Энергоэффективность.
Несмотря на то, что МТК слывет более прожорливым, я как-то на практике это не ощутил — оба смартфона уверенно доживали световой день, но на ночь их надо было обязательно ставить на зарядку.

Понимаю, что все эти впечатления основаны на непредставительной выборке, но лично я после всего этого теперь отдаю однозначное преимущество Snapdragon.
(Хотя небольшие плюсы есть и у МТК. Но слабая работа МТК c 3G привела к тому, что я даже не стал рассматривать к покупке смартфоны на MTK с поддержкой 4G. Как-то по-умолчанию посчитал, что там будет все также плохо, как и с 3G).

Android Шаг за Шагом: Видеоускорители и все что с ними связано

Многие из вас качали кэш к играм, или смотрели характеристики какого-либо устройства. Каждый видел, что были какие-то непонятные слова вроде Tegra, Adreno, Mali, PowerVR. Давайте узнаем, что же это такое.

Содержание

Все выше перечисленное — видеоускорители. Видеоускоритель — это одна из главный частей в SoC (System on the Chip), сокращенно GPU. GPU, или Graphic Processing Unit — это такой чип, интегрированный в CPU, и он отвечает за 2D и 3D графику. И их производительность измеряется в Flops. CPU, или Central Processing Unit, одним словом процессор.

Рассмотрим виды самых популярных GPU. Их 4 вида:

  1. Tegra (GeForce ULP) от NVIDIA
  2. Adreno от Qualcomm
  3. Mali от ARM
  4. PowerVR от Imagination Technologies

Также есть менее популярные GPU, но рассмотрим их в следующий раз.

Tegra (GeForce ULP)

Само вообще появление такого SoC как Tegra началось в 2007 года, из-за приобретения компанией NVIDIA компанию PortalPlayer. В то время процессор не пользовался популярностью, так как мощь была не конкурентоспособной, и сама Tegra использовалась в плеерах, смартфонах под Windows Mobile и Windows CE.

Все изменилось после ставки NVIDIA на новую операционную систему от Google — Android. Так в 2010 появился двухъядерный Tegra 2 для планшетов, а в 2011 для смартфонов. Потом появился Tegra 3 и дальше Tegra 4, 4i, К1 и Х1.

Сама эволюция в плане графических возможностей началась с Tegra 2. В GPU процессора от NVIDIA было 8 графических ядер, полная поддержка Direct3D Mobile и OpenGL ES 2.0 и производительность в 6.7 GFLOPS при 400 мГц.

А в GPU Tegra 3 уже 12 графических ядер, 12.4 GFLOPS при частоте 520 мГц.

Уже в 2012 были в играх эксклюзивы для Tegra, к примеру, улучшенная графика, спецэффекты и прорисовка, а также, оптимизация. Довольно мало людей жаловались на нехватку производительности.

Я уже молчу о Tegra 4 и 4i c 72/60 графическими ядрами с поддержкой OpenGL ES 3.0 и 96.8 GFLOPS с 72 ядрами при частоте 672 мГц, и 74.8 GFLOPS с 60 ядрами при 660 мГц.

Речь не идет о К1 с 192 графическими ядрами, поддержкой Direct X 12, OpenGL ES 3.1 и производительностью в 360 GFLOPS при частоте 850 мГц.

Не будем говорить о Х1 с производительностью в 1 TFLOPS, с 256 графическими ядрами при частоте 1 Ггц. Сразу можно сказать, что мобильный рынок развивается.

Но куда такая мощь без должной оптимизации? Именно сейчас NVIDIA занимается этим.

Она запускает разные экслюзивы, такие как Portal и Half-Life 2 и так далее. Эти все приложения находятся в специальном маркете для Tegra — Tegrazone.

В общем, если вы любите играть, то брать Tegra.

Adreno от Qualcomm (Snapdragon SoC)

Полноценное появление Adreno появилось после запуска линейки SoC Snapdragon компанией Qualcomm в 2009 году.

Первым мобильным устройством на Snapdragon был Toshiba TG01 с Adreno 130, а далее HTC HD2.

P.S Мощь чипсетов можно сравнить с игровыми приставками.

После развития Android и Windows Phone, само развитие Snapdragon пошло резко вверх. За 6 лет уже произведено 5 поколений SoC Snapdragon. S1, S2, S3, S4 и 200/400/600/800.

За эти пять поколений было запущено множество видов процессоров, что можно запутаться. Для этого можно посмотреть таблицу ниже, где я собрал популярные на данный момент виды GPU и их процессоры.

А вот список производительности Adreno в GFLOPS (Чем больше, тем лучше):

  • Adreno 130 — 133 мГц — 1.2 GFLOPS
  • Adreno 200 — 245 мГц— 4 GFLOPS
  • Adreno 203 — 294 мГц — 9.4 GFLOPS
  • Adreno 205 — 266 мГц — 8.5 GFLOPS
  • Adreno 220 — 320 мГц — 19 GFLOPS
  • Adreno 225 — 400 мГц— 26 GFLOPS
  • Adreno 305 — 450 мГц — 24 GFLOPS
  • Adreno 320 — 450 мГц — 86 GFLOPS
  • Adreno 330 — 450-578 мГц — 130-167 GFLOPS
  • Adreno 420 — 600 мГц — 172 GFLOPS
  • Adreno 430 — 700 мГц — 454 GFLOPS

Чипсеты Snapdragon используются во многих устройствах, особенно в флагманах. Об оптимизации в играх можно и не волноваться из-за популярности GPU, а последние версии поддерживают OpenGL ES 3.1 и Direct X 11.

Mali от ARM

Mali — это GPU от ARM. Делится на 4 поколений: Utgard, Midgard 1/2/3.

Первый GPU был Mali-55 с поддержкой OpenGL ES 1.1 и с одним графическим ядром, который признан самым маленьким графическим чипом, появился впервые в LG Renoir, где Mali-55 используется только для оптимизации работы интерфейса.

Второй опыт в создании GPU был Mali-200. Тогда он уже поддерживал OpenGL ES 2.0 с 1 графическим ядром при частоте 275 мГц.

Третий опыт был на Mali-300. Он мог воспроизводить графику уровня PlayStation Portable, частота GPU была 395 мГц.

Четвертый опыт в создании GPU был революционным — Mali-400 — продолжение Mali-300, но с поддержкой многоядерности до 4 графических ядер, в следствии чего производительность увеличивается до 4-ех раз. Частота в 395-533 мГц, производительность в 2.5 до 19 GFLOPS. Популярен среди смартфонов и планшетов 2013.

Также есть Mali-450. Это тот же самый 400, но производительность увеличена в два раза. Может иметь до 8 графических ядер, частоту от 375 до 700 мГц и производительность в 30-60 GFLOPS.

Mali-Т760 — самый мощный GPU среди Mali, с поддержкой до 16 графических ядер, частота 685 мГц и 376 GFLOPS! Поддерживает OpenGL ES 3.1, OpenCL1.2, OpenVG 1.1 и Direct X 11.1.

Самые популярные GPU Mali вы можете рассмотреть в данной таблице:

Более 35-40% устройств работают с Mali. Поэтому можете не ждать таковых фризов и лагов в играх.

Обычно Mali можно встретить в чипсетах Exynos, MediaTek, AllWinner, Rockchip.

Power VR от Imagination Technologies

GPU созданная от Imagination Technologies, еще в далеких 90-ых. Была даже в то время на равне с AMD и NVIDIA, но из-за быстрых развитий других компаний, отстала от них. После чего они перешли на мобильную и бытовую технику.

Пропустим все прелюдии и начнем сразу с GPU:

Видов GPU так много, что я просто покажу вам список по производительности GFLOPS (Чем больше, тем мощнее):

  • SGX530 — 200-300 мГц— 1.6-2.4 GFLOPS
  • SGX531 — 200 мГц — 1.6-2.4 GFLOPS
  • SGX531 Ultra — (MT6577, MT6575) — 522 мГц — 4.2 GFLOPS
  • SGX535 — 300 мГц — 2.4 GFLOPS
  • SGX540 — 153 — 512 мГц — 3.2-6.1 GFLOPS
  • SGX543 — 200-300 мГц — 6.4-9.6 GFLOPS
  • SGX543 MP2 — 250 мГц (Apple A5) — 16 GFLOPS
  • SGX543 MP3 — 300 мГц (Apple A6) — 29 GFLOPS
  • SGX543 MP4 — 250 мГц (Apple A5X) — 32 GFLOPS
  • SGX544 — 286-357 мГц — 9.2-11.4 GFLOPS
  • SGX544 — 600 мГц — 19 GFLOPS
  • SGX544 — 300-533 мГц — 19-51 GFLOPS
  • SGX545 — 533 мГц — 8.5 GFLOPS
  • SGX554 — 300 мГц — 19 GFLOPS
  • SGX554 MP4 — 300 мГц (Apple A6X) — 77 GFLOPS
  • G6100 — 300 мГц — 19.2 GFLOPS
  • G6200 MP2 — 300-500 мГц — 38.4-64 GFLOPS
  • G6400 MP4 — 300 мГц — 77 GFLOPS
  • G6430 MP4 — 450 мГц (Apple A7) — 115.2 GFLOPS
  • GX6450 MP4 — 450 мГц (Apple A8) — 115 GFLOPS

Сами графические чипы можно встретить в процессорах от Apple, MTK, AllWinner, Intel, Samsung.

Мы рассмотрели 4 вида популярных графических видеоускорителей от 4 разных производителей. У каждого свои минусы, у каждого свои плюсы. Также вы узнали что такое GPU, CPU, и по немногу историю каждого видеоускорителя.

Надеюсь, вам чем-то поможет данная статья, и удачи в ваших приключениях!

P.S Спасибо моему другу Timblaer за оформленные таблицы и спасибо за идею про видеоускорители пользователю Artyoms.